Россия прекрасная! Места силы! Рыболовная экспедиция по тувинским рекам

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет. Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись! И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"..

Побег от суеты в дикую природу

В наше непростое время, когда жизнь напоминает бесконечную гонку, а на любимые занятия почти не остается времени, отпуск становится настоящим спасением. Это возможность на девять дней выключить телефон, забыть о существовании интернета и с головой окунуться в объятия родной природы. Может, кто-то сочтет это ограниченностью, но у меня нет и тени желания увидеть заморские страны, пока в душе так загадочно звучат названия: Сахалин, Камчатка, Якутия, Дальний Восток… На этот раз наш выбор пал на Тыву, или, как упрямо говорят старожилы, Туву.

Планы и реальность

Такие масштабные поездки, а в моей жизни это лишь вторая, мы начинаем планировать за год вперед. Может, год — это много, но даже за такой срок невозможно все предусмотреть и застраховаться от неожиданностей и срывов. Как говорит моя любимая супруга: «Хочешь насмешить Господа — расскажи ему о своих планах»… Эта экспедиция не стала исключением. По прилету в Кызыл нас встретили новостью: вокруг все полыхает от пожаров, проехать к водопаду к староверам невозможно, вода в Большом Енисее теплая, и рыба клюет паршиво… Казалось бы, писец, все пропало? Но нет, это всего лишь форс-мажор, который скорректирует наши планы, но не сможет украсть ту самую силу, которую дарят ночные звезды, кристально чистая вода родников, звенящий горный воздух и восемь ночей в кругу близких людей с горячим чаем у потрескивающего костра.

День первый: Встреча с Большим Енисеем

Итак, день первый. В пять утра, несмотря на темноту, мы уже погрузили вещи в баркас, который должен был доставить нас в устье реки Подпорожка, в 120 километрах от Кызыла. В 5:30 начинается подъем по реке.

На лицах — щенячий восторг, сердце стучит, как большой барабан. При каждой смене пейзажа мы щелкаем фотоаппаратами и радуемся, как дети, тому, что, несмотря ни на что, мы движемся навстречу приключениям. Дорога заняла около восьми часов. Приехав на место стоянки, я даже не побежал рыбачить, а пошел собирать дрова, чтобы сварить еду и, конечно, похрустеть карамельками с чаем из родниковой воды. Пока я хлопотал по кухне, остальные участники экспедиции разгрузили скарб, поставили палатки и умчались на рыбалку. Наши тувинские друзья вернулись через пару часов с уловом — около двадцати хариусов разрешенного размера (более 22 см). Они рассказали, что много клевал мелкий ленок, но его ловля в тех краях запрещена, и его нужно отпускать. Решил в эту ночь не спешить с рыбалкой, а не торопясь поужинать с друзьями макаронами с тушенкой, вдоволь налюбоваться звездным небом и послушать байки у костра, заодно узнав о местных тактиках ловли. Кстати, друзья, а вы замечали, что живя в мегаполисе, мы почти не смотрим на звезды? А небо здесь просто фантастическое!

Поиски удачи и смена тактики

Утром собрал микроджиговую снасть (вспомнил, как на Белянке ловил ленков на мормышинг) и помчался к перекату. Заброс выше по течению, даю мормышке со съедобкой катиться по камням, изображая ручейника… но вот зацеп и обрыв. И так пятнадцать забросов подряд. То ли кто сглазил, то ли в Якутии камни другие, но этот факт меня озадачил. Моего запаса мормышек хватило бы максимум на сорок забросов. Вернулись в лагерь, позавтракали малосольными хариусами, загрузили лодку и начали сплав.

Конечно, собрал более мощный комплект для ловли тайменя. Идем сплавом, поэтому тяжелые блесны не нужны — поставил проверенную вертушку №5 неприлично розового цвета. За полдня сплава, меняя приманки, наша лодка поймала только одного окушка граммов на 150 и всё… Друг Саня уже начал подумывать, как переметнуться в лагерь к поплавочникам, которые с завидным постоянством ловили хариусков. Чую, ненадолго его сдерживаю. Ну и ладно, буду ловить тайменей один! Вторая половина дня прошла впустую, но мы не теряли присутствия духа — впереди еще долгая экспедиция, и мы обязательно поймаем своего тайменя. Вечером сварили компот из ранеток, нажарили картошки и, конечно, подали малосольного хариуса.

Рождение поплавочника

Проснувшись утром, я увидел, что дорогой друг Саня уже вовсю обсуждал с нашими друзьями, как сделать поплавочку из ультралайта. Я немного посмеялся, но, подойдя к сосредоточенному Сане, понял — он потерян для спиннингизма! Снасть до безобразия проста: на шнур надевается поплавок, ставится грузило, и, сильно попросив нашего гида Василича, получаешь заветную мушку (мухи Василича известны во всей республике). Получить ее из рук мастера — большая честь, а если оторвешь — лучше сразу утонуть.

Смотрю, а Сашка для верности на мормышку еще и опарыша надевает. Не мог пройти мимо и сообщил ему, что он лохопед и просто плюнул на всю теорию муховязания! Сам поставил мелкую вертушку и пошел пытать удачу. Вдруг слышу сзади не крик, а истерический визг — это Саня поймал первого в жизни леночка и умоляюще просит: «Гриша, сфоткай меня, пожалуйста!». Ну, сфоткали (как обычно, коряво).

И мы разбежались: он с поплавком, я с вертушкой. За час рыбалки мне удалось поймать трех окушков по 100-150 граммов. Не стал их отпускать — в обед будет уха, а без окуня она кажется неполноценной. Тут подходит наш новоявленный поплавочник с пакетиком, а в нем — одна плотвичка и штук восемь хариусов (ленков честно отпустили). И начинает сбивчиво рассказывать: «Короче, все не так сложно…». «Конечно, — язвенно отвечаю я, — чего тут сложного, уговорить рыбу на опарыша». «Да ну нафиг, — отмахивается он, — я на втором забросе оторвал муху Василича, потом перебрал свои мормышки, и дело пошло на блестящую, помнишь, на нее карасей в Карасуке ловили. Потом опарыша сожрали, я одел кусочек съедобки, перебрал все цвета, и бордовый оказался в лидерах». Кто знает Сашку, тот поймет, что для него это был крайне длинный диалог!

Сплав и трофеи

На легком позитиве мы грузим лодки и начинаем второй день сплава. Саня уже разобрал свой спиннинг и твердо решил поплавочить, но я пока не сдаюсь и хлещу воду. Шел третий час сплава. Мы прошли яму и приближались к перекату. Делаю заброс под скалу и чувствую хороший удар! Подсекаю и тащу. Моим трофеем оказался ленок чуть за полтора килограмма. Он был просто необходим, чтобы моя язвительная душонка вдоволь насладилась картиной, как Сашка и Лена за две минуты собрали спиннинги, поставили колебалки и начали хлестать воду…

До нашей ночевки больше трофеев не было. Запала коллег хватило на час, потом Лена отдыхала, а Саня, сами понимаете, продолжал «харюзить». Причем он уже делал осмысленные шаги: комбинировал цвета, копил статистику по резине и, самое главное, ловил!

Волшебное место силы

И вот мы прибыли на самую замечательную ночевку во всей экспедиции — место впадения ручья в Большой Енисей. Сам ручей уже был поводом остаться. Хотите верьте, хотите нет, но я периодически страдаю изжогой, а попив вдоволь воды из этого горного ручья, забываешь о ней до конца поездки.

Да и вообще, такой водой невозможно напиться. Почему-то подумалось, что на жаре под +38 (а стояла именно такая) если бы мне дали банку ледяной колы, меня бы от нее стошнило. Вывод прост: самые вкусные и полезные напитки бегут у нас под ногами, а не делаются из химикатов.

Обратите внимание: В чём Россия следует за Беларусью: сначала пенсионная реформа, теперь и налог с вкладов.

Кулинарные изыски у костра

Как-то повелось, что кашеваром негласно был назначен я, но в экспедиции это не напрягает, все делаешь с удовольствием. Через 30 минут в уху уже заложили благородную рыбу, предварительно выварив там окуней и головы от хариусов. Параллельно я готовил блюдо из сырого хариуса, рецепт которого мы с другом придумали на Белянке (правда, там были ленки, но хариус оказался еще вкуснее).

Рецепт: Чистим и нарезаем кусочками хариуса толщиной 1-2 см. На 2 кг рыбы нарезаем кольцами 10 головок лука, солим лук, чтобы дал сок, ждем 30 минут. Далее разрезаем пополам лимон, выжимаем сок в котелок, снова ждем 30 минут. Затем выливаем 0,3 бутылки соевого соуса, перчим от души и ждем 10 минут. Блюдо готово! *Кстати, можно делать из судака, но филе надо резать мелкими кубиками по 1 см и мариновать 2-3 часа.

Друзья улетели вверх по ручью искать крупных хариусов, а мы с Леной сидели и загорали. Все дела по кухне сделаны — можно и порыбачить. Собрал поплавочку, но резины-то у Сашки в коробке. Не проблема — поймал осу, надел на мормышку и поймал первого тувинского хариуса. Лепота! Далее были елец и еще пара хариусов, но к вечеру похолодало, и осы куда-то делись.

Вернулись коллеги, крупняка в ручье не нашли, но половили неплохо. Я сразу взял у друга съедобку — на всякий случай. Пошли на реку покидать спиннинги, но я уже ждал темноты — целый год не ловил на «мыша» и очень соскучился. Оказалось, в этом волшебном месте с тайменем все в порядке: Лена с трех забросов на блесну «Ион» ловит двух тайменей, жаль, не трофейного размера.

Моя супруга раньше не любила ультралайт, но, вытащив ленка под килограмм, поняла, в чем сила…

(фотографировал я своими кривыми руками, простите за смазанные фото)

Ночная охота и момент истины

Смеркалось. Мы разожгли пионерский костер, ребята выпили по рюмке, а мы попивали вкусный чай, хрустя карамельками.

Хватит лирики. Спиннинги в руках, фонари на лбу — мы идем в ночь брать трофея на «мыша». Хлещем воду. Сашка сообщает о трех поклевках, но без результата. Мелочь кусает, а где же крупняк? Я же пацан брутальный — моя «мышара» размером чуть меньше бурундука, видать, мелочь ее пугается. И вот… до боли знакомый и немного забытый «тюк», пауза, громкий всплеск в ночи, подсечка — и на том конце хорошее сопротивление! УРА-А-А-А-А!!! Нет, не таймень, это ленок, но крупный, зараза, и такой желанный в эту ледяную ночь. Мне кажется, даже козлы на вершине скалы слышали стук моего сердца, которое колотилось с частотой 500 ударов в минуту! Я чмокнул ленка в жабру и отпустил обратно в реку.

Друзья продолжали хлестать воду, а я присел на камень и посмотрел на звездное небо, на отражение луны в воде, на скалы противоположного берега, которые в ночной тиши выглядели завораживающе и величественно. В этот момент во мне, наверное, проснулся Расторгуев, потому что в голове была только одна фраза: «Как же ты прекрасна, Русь-матушка!». А она и правда безумно прекрасна. Жаль, что, живя в мегаполисе, мы не имеем возможности любоваться ей ежедневно. Вскоре соэкспедиционеры сдались, и мы пошли спать в палатку. В плане рыбалки в эту ночь сказка закончилась.

Завершение пути

Далее мы сплавлялись, любуясь пейзажами, ловили хариуса на «поплавочный мормышинг» и объедались им на год вперед, отсыпались и пили из каждого встречного родника… По ночам возникало жутковатое ощущение, что мы в аду, — в темноте были видны отблески пожаров в горах. Но даже отсутствие трофейных тайменей не могло испортить этот замечательный отпуск, который мы ждали целый год.

А закончить свой отчет хочу перефразированной цитатой: лучше рек могут быть только реки, на которых еще не бывал (да простит меня Владимир Семенович Высоцкий).

Друзья, любите нашу родную природу, ведь Россия-матушка у нас одна, и прекраснее ее нет!

С уважением, Безменов Григорий.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Россия прекрасная!Места силы!.


В комментарии читатель Алексей высказал мнение, что постоянное обсуждение цен на продукты в СССР свидетельствует о тотальной бедности, когд...
Активная жестикуляция — одна из самых узнаваемых черт итальянской коммуникации. Однако, как выясняется, это преимущественно мужская прерогат...
Несмотря на жёсткую изоляцию и санкции, Северная Корея активно внедряет элементы западного потребительского опыта, стремясь получить иностра...