Синий вместо зелёного: в чём секрет японских светофоров?

Трёхцветный сигнал светофора – устоявшееся во всём мире явление, неизбежно сопутствующее всем участникам дорожного движения.

Где-то речь просто про яркие круглые или прямоугольные, редко овальные фонари, где-то – про контурные изображения автомобилей и пешеходов.

Цветовая палитра стандартная и сводится к трём цветам с небольшими вариациями: зелёному, красному и жёлтому.

В некоторых государствах самые старые модели в принципе лишены световой индикации и представляют собой металлические кружки на рейках либо надписи без подсветки.

А в Стране Восходящего солнца в качестве сигнала, который разрешал движение, использовался не общеупотребимый зелёный, а синий. Эта история имеет весьма забавное объяснение.

Исторически светофор с тремя цветами начали использовать ещё в начале прошлого столетия, и утверждённый опытным путём, а затем закреплённый международными договорами набор из трёх цветов стал общим для почти всех стран. Но Япония, как уже упоминалось, составляет исключение.

Дело в том, что японцы обладают специфическим языком, в котором исторически голубой и зелёный обозначался единственным словом aoi.

Сейчас для синего применяется тот же набор иероглифов, а вот для зелёного стали применять определение midori (緑).

Вместе с тем, культурный и исторический багаж сохраняется, как и преемственность традиций – и для нужд светофороводства зелёный по-прежнему именуется синим.

Ну, раз уж сотню лет назад так решили, зачем что-то менять?

Вследствие этого, когда в ноябре 1968 года было объявлено о возможности присоединения к Венскому соглашению о дорожных сигналах и знаках, которая стандартизировала в том числе светофоры, японцы отказались от подписания и ратификации, сославшись на традиционно применяемый в этой стране синий.

Время показало, что синий различим при дневном свете значительно хуже зелёного.

Тогда упрямые и хитрые обитатели Японии пошли на манёвр: они оставили сигнал синим, но сменили оттенок, максимально приблизив его к зелёному.

После чего японцы, наконец, присоединились к конвенции об автодорожном движении – и не пошли при этом против национальной традиции.

А как у нас?

В Советском Союзе самый первый светофор был установлен в декабре 1930 года на углу Петровки и Кузнецкого моста, а первый ленинградский появился два года спустя. Называли их тогда семафорами.

Цвет сигнала был один-единственный — красный, так что не перепутаешь.

Обратите внимание: Рецепт лучшего кофе в путешествии. Секрет в одном ингридиенте, в окружающем вас виде!.

Устройство различалось от города к городу.

Что интересно – по правилам, действовавшим до 1939 года, сигналы, подаваемые постовым милиционером рукой в белой перчатке и рукой без оной, также имели разное значение и выполнялись в различной технике.

Примерно в это время советские инженеры стали экспериментировать с конструкцией светофора, применять управляемые вручную или с автоматического пульта версии.

В начале 50-х появились двухцветные светофоры – с зелёным и красным сигналом, но вплоть до 1959 года цвета на них были расположены в обратном порядке (зелёный наверху), после чего СССР стал участником международного соглашения о дорожных знаках (того самого, которое проигнорировала Япония).

В 60-х также появились специальные светофорные системы для пеших участников движения. Они были квадратными и представляли собой двухсекционную конструкцию, где на стекле цветными литерами было написано соответственно «стоп» и «идите».

Подобные объекты можно заметить в киноленте «Наваждение» из цикла о приключениях Шурика – именно такой светофор останавливал движение пешего потока, когда Шурик со своей новой знакомой читал на ходу книжку.

В конце 70-х на смену этой модели пришли шагающие человечки. Тогда же на смену гаишникам в стеклянных будочках пришла единая централизованная система, которая управляла светофорами в автоматическом режиме и позволяла синхронизировать их переключение.

В то же время появились светофоры, управляемые кнопкой: стоило нажать клавишу, и светофор спустя некоторое время давал пешеходам зелёный свет, а транспорту на время преграждал дорогу.

Первоначально в СССР светофоры устанавливали лишь на главных улицах; но со временем их число неудержимо росло.

В некоторых случаях применяется сочетание красного и зелёного цветов, которые в сумме обозначают скорое включение зелёного. В некоторых странах после красного может без предупреждения включаться зелёный, но в обратном направлении красный всегда сменяется жёлтым – и никак иначе.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на сайт

Читайте также:

Туристам в Дубае скучно. Почему отпуск в ОАЭ понравится только очень богатым людям

Пять антинаучных мифов о других расах

Как вести бизнес в Сингапуре, чтобы выгорело — и не прогорело?

#светофор #традиции и обычаи разных стран #япония #культура #путешествия #воспитание #технологии #туризм #транспорт #дорога

Больше интересных статей здесь: География.

Источник статьи: Синий вместо зелёного: в чём секрет японских светофоров?.