Срочно Путину: охотоведы разнесли в пух и прах состояние отрасли в РФ

Резолюция Международного научно-практического конгресса биологов-егерей «Охрана и рациональное использование ресурсов растительного и животного мира» в память 75-летия подготовки егерей в Иркутском аграрном университете (ИСХИ, ИрГСХА, Иркутский ГАУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Иркутский государственный аграрный университет» (им. А.А. Ежевского) Факультет природопользования - Кафедра природопользования (им. В.Н. Скалона

Организатор конференции: Институт проблем природопользования Иркутского государственного аграрного университета - Факультет природопользования им. В.Н. Скалона.

В конференции приняли участие специалисты-практики, учёные и общественные деятели в области охраны природы, охотничьего, рыбного и лесного хозяйства. В юбилейном форуме приняли участие 92 специалиста из Беларуси, Казахстана, Китая и 18 регионов России, выступившие с докладами очно, заочно и дистанционно, а также авторы и соавторы материалов конференции. Среди участников – 22 кандидата, 12 докторов наук и профессоров различных специальностей.

В программу конференции вошли: пленарные заседания и доклады в параллельных секциях для обсуждения актуальных вопросов развития охотничьего хозяйства и смежных отраслей; круглые столы на тему «Проблемы и пути решения поддержки кадрового потенциала охотничьего хозяйства России»; фотовыставка «Охота в четыре сезона»; выставки: «Современная таксидермия», «Мягкие отходы», «Орудия охоты», «Наследие Иркутской охотничьей академии». В рамках конференции также состоялся фотоконкурс «Мой учитель». В дни работы Научного форума работал Музей охоты, а в последнюю субботу мая (31 мая 2025 года) состоялся грандиозный концерт, посвященный Дню охотоведов, в котором приняли участие более 500 студентов и выпускников Иркутской охотничьей академии.

материалы конференции. Материалы конференции опубликованы в печатном и электронном виде общим объёмом 376 страниц. Электронная версия материалов конференции доступна на сайте Иркутского государственного аграрного университета (ссылка: https://irsau.ru/structure/science/materials.php) или в Научной электронной библиотеке Elibrary.

Выводы и рекомендации участников совещания оформляются в виде резолюций.

Встреча завершилась:

1. Охота – самостоятельная, но неофициальная отрасль российской экономики, направленная на удовлетворение спроса на охотничью продукцию и услуги на основе рационального использования охотничьих ресурсов. Согласно Концепции продовольственной безопасности Российской Федерации, охота является одним из основных источников продовольствия в России наряду с сельским хозяйством и рыболовством. Развитие промысловой охоты следует считать важнейшей составляющей комплексного развития отдалённых сельских территорий.

2. Охота традиционно подразделяется на промысловую и любительскую. Промысловая охота производит полезную и экологически чистую продукцию и выполняет важнейшую социально-экономическую функцию, обеспечивая экономически активное население отдалённых районов России и долгосрочное развитие их территорий. Любительская охота способствует росту численности охотников в стране и развитию охотничьего сервиса.

3. В настоящее время эколого-экономический и социальный потенциал охотничьего хозяйства используется не в полной мере. Основной проблемой, сдерживающей развитие охотничьего хозяйства в России, является отсутствие комплексного государственного управления природными, материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами отрасли.

Бессистемный контроль государства за социально-экономическими отношениями в охотничьем хозяйстве породил множество серьезных проблем в отрасли, требующих безотлагательного решения

Проблемы, препятствующие развитию охоты в России

1. Поверхностное отношение федеральных и местных органов власти к вопросам охоты, воспринимаемое как развлечение. Основными факторами, обусловливающими эту проблему, являются: непонимание высшим руководством государства и органов местного самоуправления сложной роли охотничьего хозяйства в экономическом развитии страны; наличие в органах местного самоуправления кадров, не обладающих системными знаниями в области охраны и использования охотничьих ресурсов; практическая невозможность охотничьего сообщества доносить необходимую информацию до руководства и тем самым влиять на решения в этой области; деструктивная деятельность радикальных экологических движений. На практике участие органов государственной власти в развитии охотничьего хозяйства сводится лишь к осуществлению контрольно-надзорных полномочий. Охотничьи хозяйства и охотники, будь то профессиональные охотники или охотники-любители, обязаны платить за охотничьи ресурсы, соблюдать многочисленные правила и предписания, регламентирующие охоту, и нести расходы на организацию охотничьего промысла. Государство не оказывает содействия хозяйственной деятельности охотничьих хозяйств и не уполномочивает государственные органы на это. При этом расходы регионов на реализацию федеральных полномочий в области охоты составляют всего 17% бюджета Российской Федерации%.

2. Недостаточность ресурсов для охоты населения, обусловленная нехваткой охотничьих угодий для местных охотничьих объединений (обществ) и/или высокой стоимостью охотничьих услуг. Значительная часть охотничьих угодий, в том числе расположенных вблизи густонаселенных пунктов, закреплена за юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не заинтересованными в организации и проведении охотничьей деятельности для населения. Финансирование этой корпоративной охотничьей деятельности осуществляется из внешних источников и не связано с доходами от реализации продукции и услуг охотничьего хозяйства населению. Поскольку эти охотничьи угодья являются клубными и доступны лишь узкому кругу лиц, этими клубами был принят ряд организационно-экономических мер, направленных на ограничение доступа местных охотников к охотничьим угодьям, включая повышение стоимости лицензий.

3. Поскольку большинство охотничьих хозяйств ориентировано на использование охотничьих ресурсов, рентабельность их собственной деятельности низкая. Исторически значительная часть доходов предприятий этой отрасли формировалась за счет купли-продажи недревесных лесных ресурсов. Поскольку разработка второстепенных лесных ресурсов технически и экономически невыгодна для лесозаготовителей, заготовка этих лесных ресурсов в прошлом организовывалась охотничьими хозяйствами. Сегодня в связи с положениями Лесного закона заготовка лекарственных и пищевых растений для охотничьих угодий осложнилась; для охотпользователей не предусмотрен упрощенный порядок использования этого ценного и востребованного продукта. Экономическую выгоду данной отрасли можно существенно повысить за счет вовлечения в оборот пищевых и лекарственных лесных ресурсов, развития различных форм массового туризма и торговли, внедрения современных технологий переработки добываемого сырья, расширения спектра предоставляемых услуг.

4. Система государственного контроля, подготовки и закрепления кадров для охотничьего хозяйства слабо организована, недостаточно финансируется, научное развитие охотничьего хозяйства не осуществляется. Система качества и ротации кадров охотничьего хозяйства несистематизирована, потребности в кадрах разного уровня неясны. В системе высшего образования отсутствует направление «охота». Специальность «зоотехния и охота» упразднена. Вузы готовят высококвалифицированных специалистов-охотоведов по направлениям биологии, лесоводства и зоотехнии. Эта неоднородность приводит к разному и неполному пониманию охоты выпускниками вузов, которые рассматривают охотничью деятельность как часть лесного хозяйства, животноводства, охраны природы и других видов деятельности. В процессе обучения у студентов не формируется представление об охоте как о самостоятельной отрасли российской экономики, выполняющей важные экологические, социальные и экономические функции.

Набор новых кадров в государственные органы в сфере охоты и охотничьего хозяйства осуществляется преимущественно лицами без высшего образования, которые после трёхмесячного «обучения» получают диплом о дистанционной переподготовке. В результате на профессиональные охотничьи должности назначаются непрофессионалы, которым предоставляется право занимать эту должность без соответствующей подготовки.

Обратите внимание: Находка, найденная на рыбалке в реке, заставила нас срочно вернуться на берег.

На этих новых охотоведов, обладающих властью, но не обладающих системными знаниями в области природопользования, возлагается задача тотального контроля над субъектами охотничьего хозяйства, что сдерживает их экономическую инициативу и не способствует активизации предпринимательской деятельности в отрасли.

Научно-исследовательская деятельность в охотничьем хозяйстве слабо спланирована и финансируется за счёт недостаточного финансирования на всех уровнях. Ведущие научные и образовательные учреждения практически не имеют средств на исследования в области рационального использования охотничьих ресурсов.

5. Сокращение промысловой охоты и отток профессиональных охотников из региона. Этот процесс обусловлен следующими факторами:

· Предоставление коммерческих охотничьих угодий пользователям, не заинтересованным в развитии традиционных видов рыболовства в хвойных лесах;

· Охотники имеют право реализовывать продукцию, добытую по лицензии на использование охотничьих ресурсов в рамках любительской и спортивной охоты, организациям, осуществляющим заготовку такой продукции;

· Сокращение уровня доходов, которые коммерческие охотники получают от продажи своего улова;

· Отсутствие национальной системы поддержки коммерческих охотничьих хозяйств.

В результате сокращаются количество и ассортимент охотничьей продукции, квалифицированные кадры охотничьих хозяйств покидают таежные поселки, не осваиваются значительные площади охотничьих угодий, не используются ресурсы диких животных и растений.

6. Слабо развита глубокая переработка продукции животного и растительного происхождения, а готовая продукция из охотничьего сырья неконкурентоспособна на внутреннем рынке. Подавляющее большинство охотничьей продукции реализуется в виде сырья промышленными предприятиями, значительная часть которого экспортируется. Экологически чистая и полезная для россиян продукция производится путем переработки мяса диких животных и продуктов его переработки, дикорастущих лекарственных и пищевых растений, пушнины, которая, как правило, не выдерживает конкуренции с низкокачественной продукцией крупных предприятий. Рыночная стратегия этих предприятий приводит к тому, что отечественные потребители приобретают дешевые искусственные заменители, обладающие низкой пищевой и оздоровительной ценностью и не наносящие вреда окружающей среде. Государственные органы не проводят системной работы по поддержке продвижения продукции, произведенной из ценнейшего природного охотничьего сырья.

7. Численность крупных хищников увеличилась, и браконьерство приняло угрожающие масштабы. Действующее законодательство в сфере охоты, включая запреты и ограничения на эффективные методы и орудия охоты на хищников, не способствует эффективному контролю их численности, и численность хищников продолжает неуклонно расти. В то же время, нехватка охотничьих ресурсов у местных жителей и незнание значительной частью охотников-любителей основ охоты привели к росту браконьерства. Оба фактора негативно сказались на численности особо ценных животных и снизили темпы их воспроизводства.

Целью конференции является рассмотрение проблем отрасли и устранение факторов, способствующих этим проблемам:

1. Подготовить коллективное обращение специалистов охотничьего хозяйства к Президенту Российской Федерации «О кризисном состоянии охотничьего хозяйства в Российской Федерации и мерах по его преодолению», в котором будет обоснована необходимость принятия закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Российской Федерации». Срок исполнения обращения – 1 октября 2025 года. Ответственные – Иркутский государственный аграрный университет, Вятский государственный аграрный университет и ВНИИОЗ (по согласованию).

2. Внести изменения в действующее законодательство, предоставив местным охотничьим объединениям право преимущественного выделения охотничьих угодий, прилегающих к густонаселенным районам, а также предусмотреть в заключаемом договоре ведения охотничьего хозяйства обязанность охотпользователей оказывать платные охотничьи услуги на части охотничьих угодий, выделенных местным жителям, в соответствии с региональными нормативами и установленными государством ценами на лицензии, что позволит расширить возможности охоты для местных жителей.

3. Рекомендовать Департаменту охоты Минприроды России:

· Завершить утверждение федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 35.03.12 по направлению подготовки бакалавров «Охота и сохранение биоразнообразия» в рамках укрупненной группы 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство». Одновременно продолжить разработку и утверждение профессионального стандарта «Специалисты охотничьих организаций и охраны охотничьих ресурсов»;

Глава 7 Закона «Об охоте» (Управление в сфере охоты…) дополнена статьей 40 «Кадровое обеспечение управления в сфере охоты и охраны охотничьих ресурсов» следующего содержания: «На должности руководителя и первого заместителя руководителя государственного органа в сфере охоты и охраны охотничьих ресурсов Российской Федерации, руководителя и первого заместителя руководителя государственного органа в сфере охоты и охраны охотничьих ресурсов субъектов Российской Федерации, государственного инспектора по охоте в приоритетном порядке замещаются лица, имеющие высшее образование в сфере охоты»;

· Создание единого федерального научно-информационного центра мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания;

· Отмена приказа Минприроды России от 7 апреля 2025 г. № 178, ограничивающего срок действия охотничьих лицензий на копытных животных и медведя 30 календарными днями. Данное положение не учитывает специфику охоты в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, приводит к росту вынужденного браконьерства (преимущественно среди промысловых и сельских охотников) и снижению уровня эксплуатации ценных охотничьих ресурсов на территориях с невысокой естественной продуктивностью охотничьих угодий;

· Делать все возможное для содействия цифровизации отрасли;

· Совершенствование правовых механизмов взаимодействия государства и крупнейших общественных объединений охотников, в том числе участия последних в управлении любительской охотой;

· Разработать и внедрить национальные механизмы поддержки охотничьей науки;

· Принять меры по устранению бесчеловечных методов охоты;

· Содействовать созданию общероссийской информационной платформы для продвижения охотничьего хозяйства и охотхозяйственных функций, полезных российскому обществу;

· Внести изменения в действующее бюджетное законодательство, предусмотрев сбор и зачисление 10% выручки от реализации охотничьего оружия и боеприпасов на отдельный счёт профильного министерства. Указанные средства должны использоваться исключительно на теоретическую и практическую подготовку охотников, строительство и содержание стрельбищ, научно-исследовательские работы в области охраны и использования животного мира, а также на создание особо охраняемых природных территорий;

· Содействовать созданию в регионах самостоятельных органов государственного управления, осуществляющих полномочия в области охоты. Оценка деятельности этих органов должна основываться не только на динамике численности популяции животных, но и на других критериях: количестве выданных лицензий на охоту, численности охотников, доле земель, объёме привлечённых инвестиций и налогов, полученных от профессиональных предприятий, доходах от реализации охотничьей продукции и услуг и т д.;

· Внесение изменений в действующие правила охоты, направленных на расширение возможностей охотников по уничтожению хищников (в первую очередь волков и шакалов), в том числе за счёт отмены запрета на использование лекарственных средств для усыпления животных. Расширение полномочий регионов по регулированию численности других животных, представляющих опасность и вред для человека (таких как бурый медведь, лисица, енотовидная собака, большой баклан;

· Разработать методические рекомендации по установлению квот на добычу охотничьих ресурсов для представителей коренных малочисленных народов Севера;

· Продолжать совершенствовать методы и технологии подсчёта добычи для снижения количества и частоты случаев её гибели. Активно продвигать современные методы подсчёта и использовать технологии и искусственный интеллект для сбора и обработки информации;

· Совершенствование расчета заработной платы государственных егерей, в том числе путем введения повышающих коэффициентов за работу в сложных полевых условиях, за выполнение водительских обязанностей и за работу, связанную с повышенным риском для жизни и здоровья;

·Завершение работы по учреждению праздника «День охотников и работников охотничьего хозяйства».

4. Поддержка и развитие коммерческой охоты:

- ввести в действующее законодательство понятие «охотничье-промысловое хозяйство» и уточнить критерии классификации охотничьих хозяйств в данной отрасли;

- оказывать государственную финансовую поддержку предприятиям по производству дичи, пушнины, лекарственного и технологического сырья животного происхождения, пищевых продуктов и лекарственных растений;

- предоставление охотничьим хозяйствам возможности осуществлять сбор пищевых и лекарственных растений на территориях, предусмотренных соглашениями об охотничьем хозяйстве, в упрощенном порядке без проведения конкурсов. Для этого вносятся соответствующие изменения в Лесной кодекс Российской Федерации;

- принять законодательство, ограничивающее права охотников на реализацию продукции, добытой по лицензии на пользование охотничьими ресурсами в рамках любительской и спортивной охоты, организациями, закупающими такую продукцию, сохранив при этом только положения о реализации продукции, полученной по промысловым лицензиям.

5. Ведущим экономистам в области охоты следует провести комплексную оценку экономического потенциала российской охотничьей отрасли, включая неохотничьи ресурсы и услуги, задействованные в отрасли, а также их мультипликативные эффекты.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- обеспечить структурную самостоятельность государственного органа исполнительной власти в области охраны и использования животного мира, включив в его состав государственный бюджетный орган, ответственный за функционирование особо охраняемых природных территорий регионального значения и территорий традиционной хозяйственной деятельности представителей коренных малочисленных народов Севера;

- оказывать всестороннюю поддержку переработке мяса диких животных, пушнины, лекарственного сырья животного происхождения, дикорастущих ягод, орехов, грибов, пищевых трав, производству национальной одежды, продуктов питания, товаров медицинского назначения, сувенирной продукции, разведению диких животных в неволе и полувольном содержании, охоте и неохотничьему туризму, в том числе путем повышения внутреннего и внешнего спроса на эти товары и субсидирования части затрат на приобретение перерабатывающего оборудования и техники для охотничьих хозяйств;

- Разработать на основе имеющихся патентов региональные программы по созданию ценного природного лекарственного сырья для улучшения здоровья населения и лечения сахарного диабета, туберкулеза, ВИЧ и онкологических заболеваний;

- организация заказников вида в местах обитания кабарги и создание на ее территории огороженных территорий для полувольного разведения и размножения зверя;

- Предусмотреть вознаграждение охотникам, убившим волков, а также рассмотреть возможность предоставления авансовых выплат охотничьим угодьям и отдельным охотникам для борьбы с хищниками.

7. Создание Фонда «Иркутская школа охоты «Карон», средства которого будут направлены на развитие охотничьей науки и образования, поддержку выдающихся студентов и выпускников охотничьего факультета Иркутской охотничьей академии и их проектов, продвижение интересов бизнеса в органах государственной власти, организацию значимых общественных мероприятий и площадок для пропаганды любви к природе и охоте.

8. Предлагается Министерству природных ресурсов Российской Федерации присвоить Кузнецко-Алатаускому государственному природному заповеднику имя профессора Татьяны Николаевны Гадиной в знак признания её выдающегося научного вклада в создание заповедника и в честь 100-летия со дня её рождения. В связи с этим заинтересованным вузам, научным и природоохранным организациям, государственным органам и учёным предлагается активно поддержать данное предложение.

9. Работа над монографией, посвященной 125-летию со дня рождения профессора В.Н. Скалона. Срок публикации: 2028 г. Ответственное подразделение: Иркутский государственный аграрный университет.

10. Рекомендовать администрации филиала Иркутского государственного аграрного университета имени А.А. Ежевского принять участие в восстановлении военной подготовки студентов в университете.

11. Министерству природных ресурсов Иркутской области разработать региональную программу мониторинга сохранения и рационального использования популяции речного бобра в Приангарье. Рекомендуется принять более широкое географическое название популяции этого вида, чем первоначальное «популяция Зулумаи». Популяцию речного бобра в Прибайкалье следует назвать «популяция Байкальского Castor Linnaeus 1758».

Реализация данных предложений потребует внесения изменений и дополнений в действующее федеральное и региональное законодательство, документы стратегического планирования.

На совещании организационному комитету было поручено:

1. Довести настоящее постановление до сведения органов законодательной и исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений, научных изданий и средств массовой информации охотничьего хозяйства.

2. Опубликовать текст постановления на сайте Иркутского государственного аграрного университета и в отраслевых изданиях.

3. Организовать и провести контрольную работу по выполнению рекомендаций совещания.

Резолюция принята 30 мая 2025 года. Оргкомитет выражает благодарность всем, кто принял участие в разработке проекта данного документа.

Участников встречи представлял Вашукевич Ю.Е., сотрудник Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Научно-технического комитета Минприроды России, кандидат экономических наук, доцент.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Срочно Путину: охотоведы разнесли в пух и прах состояние отрасли в РФ.


Чтобы стать врачом в Штатах, нужно быть готовым к большим расходам. Медицинское образование — одно из самых дорогих в Америке. Студенту-меди...
Свой вклад в дело повышения уровня безопасности на дорогах решили внести два изобретателя из города Барнаула и разработали оригинальный спос...
В чём-то правы люди утверждающие подобное. Но если разобраться, просто для того, что бы сфотографировать нашу среднюю полосу, надо останов...