Русские промысловики до первой четверти ХХ века активно использовали различные типы лыжных посохов. Так в Пермском Прикамье (бассейн рек Колвы, Вишеры), на Печоре лыжные посохи русских промысловиков охотников известны под названием койёк (коек, койбедь, койбеть): «идет на лыжах с посохом в руке, помогающим подняться из снега в случае падения и служащим лопаткой для оббивания и очистки прилипшего к лыжам льда, а также для разрытия снега, когда после трудового дня приходится располагаться для сна и отдыха. Останавливаются на отдых где попало, разгребают снег, зажигают костер, варят пищу и на нагретом костром месте располагаются на ночлег» (Введенский).
«Это —палка, применяемая охотниками при ходьбе на лыжах, в основном, на камусных. Длина — от земли до конца пальцев вытянутой вверх руки. На нижнем конце кайка — ложко - или лопатообразное расширение. На верхнем — металлическое копьецо» (Житенёв).
В Прибайкалье промысловики использовали три вида лыжных посохов —"лыбка","кайка","кухтарь"("костырь"). Во время пассивного пушного промысла, заманивание зверя в ловушку —"лыбку". Которую после окончания промысла оставляли зимовье. Домой из тайги охотник возвращался с "кайком". Когда наступала пора более престижной активной охоты (добыча и выслеживание зверя с собакой и ружьем) уже использовали "кухтарь". При ходьбе на лыжах "кухтарь» использовался как лыжная палка, а при стрельбе как опора для ружья. В основном посохи русские промысловики делали из древесины рябины, иногда березы. Из березы делали "лыбку".
"Лыбка" это деревянное древко с лопаточкой в верхний части посоха, с тальниковым кольцом— плетёнка (вересковое — шонба по верхнеленски) на нижнем конце, прикреплённое при помощи сыромятного ремешка. Подобный посох под названием "лыпа" описал в своем труде Крашенинников: «Идучи подпираются они лыпою, то есть деревянным посохом, длиною от полсажени и больше, у которого на нижнем конце надет конец коровьего рогу, чтоб оной конец от льду не кололся, а близ конца привязано и ремнями оплетено деревянное колечко, называемое шонба, чтоб конец посоха в снег не уходил; а верхней конец широк на подобие лопаты, токмо кругол, и кверху загнут, и оным концом сгребают и убивают снег у ставки кулем». (Крашенинников).
"Лыбка". ИГОМ№ 13415 – 2."Кайка" это посох без лопаточки по конструкции подобна современным беговым лыжным палкам с прикреплённым снизу тальниковым кольцом. "Кухтарь" посох с железным крючком 8 – 12 см в верхний части, и тальниковым кольцом в нижней части посоха: «Въ рукахъ зѣровщика имѣется кухтарь, или костырь. Это посохъ у котораго на нижнемъ концѣ придѣлывается обручъ, прикрѣпленный къ посоху посредствомъ ременнаго переплета, продѣтаго въ дырочку, просверленную въ посохѣ. Такое устройство дѣлает обручъ подвижнымъ или колеблющемся и не позволяет посоху тонуть въ снѣгу. Цѣль посоха та, чтобъ упираться имъ, отъ чего значительно увеличивается быстрота хода, также та, чтобъ легче вставать зѣровщику въ случаѣ паденія, и наконецъ и та, чтобъ сбивать съ лѣса кухту во время хода. На верхнемъ конецъ кухтаря утверждается въ желѣзную трубочку желѣзный крючекъ, длиною вершка въ три: онъ служитъ при подъемахъ на горы, чтобъ можно было зацѣпится за деревья и кустарники» (Кривошапкин). На реке Чуне (У́да) — левый приток Ангары, "кухтарь" известен у русских охотников как "таяк"(возможно заимствовано из тюркских языков), в Бурятии начала XX века как "ангура" (возможно от эвенкийского – хэвгурэ, эбгурэ, эцурэ), а в некоторых районах Иркутской области как "шонба".
журнал «Природа и охота». 1878.В Забайкалье русские охотники на промысел брали "сажАнки": «вместо трости, подпирая ими свою старость, а при выстреле - винтовку, для того чтобы вернее выцелить зверя. Сажанки есть не что иное, как две или три тоненькие палочки, заостренные с одного конца и связанные ремешком с другого. Все это кажется неловким и неудобным до тех пор, покуда сам не увидишь или не испытаешь стрельбы из винтовок по сибирскому способу. На охоте в случае надобности промышленник быстро ставит или, лучше сказать, бросает сажанки на землю, кладет на них винтовку и, не торопясь, выцеливает свою добычу»(Черкасов).
Забайкальские сажанки.Фото из книги "Записки охотника Восточной Сибири".Черкасов. Записки охотника Восточной Сибири. (1856-1863) / [Соч.] А. Черкасова. - 2-е изд., исп. и значит. доп. - Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1884. - XII, 678, II с., 5 л. ил.: ил.; 24.
Кривошапкин М.
Интересное: Кому нужны русские пирожки и тандыр во Вьетнаме? Оказалось, много кому.
Ф. 1865. «Енисейский округ и его жизнь». СПб.Русанов В. А. 1945. «Зыряне». // Статьи, лекции и письма: Литературное наследие выдающегося русского полярного исследователя начала XX века. М.; Л.
Введенский А.А. 1946. «Урало-Печерский край на рубеже ХIХ–ХХ вв». // Науковi записки Київського державного унiверситета. Київ, Вып. 2. Т. 5.
Крашенинников С. П. 1949. «Описание земли Комчатки. С приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов». М., -Л.
Конаков Н.Д.1957 «Коми охотники и рыболовы во второйполовине XIX - начале - XX в». М.
Рябов. 1957. «Снаряжение и инвентарь охотника» [Текст]. - Москва: Физкультура и спорт. 88 с.
Сафронов. Ф. Г. 1980. «Русские промыслы и торги на северо-востоке Азии в 17 - середине 19 в». - М.: Наука.
Житенёв Д.В. 2005.Секреты бывалых охотников. Реутов, изд-во «Эра», 446 стр., ил.
И. А. Подюков (науч. ред.), А.М. Белавин. Е.Н. Свалова, С.В. Хоробрых, А.В. Черных. «Охотничий словарь Прикамья». — Усолье, 2018. — 284 с.
Тюркизмы в русском языке. Значение слова «тояг»: https://how-to-all.com/значение:тояг
Забайкальский охотник Владимир Фёдоров с самодельными сошками для ружья. https://brief-obozrenie.ru/puteshestviya-ohota-rybalka/ohotnik-iz-zabaykalya/Читайте также о охотничьих посохах:
Лыжные посохи Обских Угров. https://zen.yandex.ru/media/id/60841f2c28556c4c150402ca/lyjnye-posohi-obskih-ugrov-6089425f3103255c545eaba9
Чире — посох нганасан. https://zen.yandex.ru/media/id/60841f2c28556c4c150402ca/chire--posoh-nganasan-608d1606c40f515f728557ea
Посохи коми охотников. https://zen.yandex.ru/media/id/60841f2c28556c4c150402ca/posohi-komi-ohotnikov-60996613a38d215d4ed8d5c9
Интересное еще здесь: Туризм.