В объятиях Матери Природы

Дичь по привычке первобытных охотников жарили на костре. И никому не было стыдно за незаконно добытые трофеи. Сердца наши бились тревожно.

Это было благодатное время. Помню себя двенадцатилетним пацаном, приехавшим с бабушкой в гости к ее родственникам в старое, русское село на берегу реки Вятки. Здесь встречал меня закадычный дружок детства Шурик, мой очень дальний родственник (как говорила бабушка - седьмая вода на киселе). Вольница была для нас неописуемая. После привычной городской жизни я с головой окунался в сермяжный деревенский быт, где все было по-другому. Люди просыпались тут очень рано. С утра хозяйки выгоняли на пастбище скотину. Проходя по улице, коровы утробно мычали. А плюгавый, бородатый старик-пастух мастерски щелкал бичом, словно ковбой в американском фильме.

На завтрак мы ели рассыпчатую вареную картошку со свежими огурцами и помидорами. Уплетали зажаренных в сенях на керогазе вятских язей. Рыба была очень вкусная, но с огромным количеством мелких костей, которые неаккуратно выплевывались на край тарелки. Пили из эмалированных кружек парное молоко с малиной.

Но не о жареных язях и малине с молоком я мечтал, когда ехал сюда. Тут были вещи более привлекательные.

Рыбалка занимала много времени. Вместе с сельскими мальчишками уходили мы на Вятку с утра, сунув в сумки по куску хлеба и паре огурцов, сорванных на грядке. Возвращались домой вечером. Уставшие и голодные, как мифический царь древних греков Тантал, которому боги, в наказание за неблаговидные поступки, категорически жрать не давали. Хотя, надо сказать, во время блужданий по вятским берегам, помимо своих скудных припасов, питались всем, что всевышний пошлет. Ели зажаренную на костре рыбу и жесткие кусочки мяса, выдранные из раковин беззубок. А то и уворованных вдали от жилья жирных домашних уток на углях готовили. Изредка бывало даже беспощадно убитых хозяйских гусей поедали на безлюдном острове, куда они имели неосторожность заплывать целыми стаями из соседних деревень.

Но главное, что меня привлекало в ту пору - это одноствольное курковое #ружье отца Шурика. Я просто бредил, мечтая заполучить это оружие. Иначе лето могло пройти зря. Вообще-то там было два ружья, оба шестнадцатого калибра. Старая тульская курковка-двустволка и одноствольное ИЖ-17. Двустволку Шурик, на правах хозяина, оставлял себе. А меня одаривал одноствольным ружьем.

Папа Шурика крепко выпивал и охотой почти не занимался. Ружья пылились в чулане. В те далекие советские времена в деревнях про ружейные сейфы мало кто слышал. Оружие обычно вешали на видном месте на стене, украшенной ковром. Это было красиво и солидно. А старые, неприглядные ружья прятали в чуланах.

Мы им там залеживаться не давали. Вытаскивали из укромных углов, протирали снаружи ветошью, машинным маслом прокапывали замки и спусковые крючки. Стволы Шурик тупо не давал чистить, уверяя, что от этого портится бой ружья. Дескать, стволы нужно просто продуть, чтобы там никаких крупных предметов не оказалось, а всю остальную дрянь выстрелом выкинет. Чистить бесполезно, после очередного выстрела стволы все равно будут черными. Порох то тогда дымный пользовали.

Мой друг выпрашивал у отца огневое зелье и дробь. Спрятавшись в бане, мы заряжали патроны, используя вместо пыжей затычки из газетной бумаги. Однажды из старых валенок бабушки Шурика пытались пыжи вырезать - муторное дело оказалось. И бабка потом моего приятеля костерила почем зря, и даже коромыслом на него замахивалась. Порох отмеряли меркой, сделанной из обрезанной гильзы. Дробь - большим наперстком. Капсюля заколачивали в гильзы молотком с помощью круглого деревянного шпенька, выструганного по калибру патрона. Этой же деревяшкой плотно утрамбовывались газетные пыжи над порохом и дробью. С точки зрения сегодняшнего взрослого охотника можно сказать, что подобный способ снаряжения патронов недопустим и опасен, прежде всего тем, что от тлеющей газеты может и лес загореться.

Обратите внимание: Почему еврейство устанавливается по матери?.

Да и для ружья нехорошо. Но это было давно, и леса тогда, несмотря на такие вот газетные пыжи, кажется, как-то пореже горели. Мне, например, в детстве не доводилось ничего слышать о лесных пожарах. Возвращаясь к вышесказанному, хочу добавить, что сверху #патроны мы заливали растопленным воском, чтобы заряд не высыпался.

И вооружившись с утра своими "фузеями", отправлялись на вятский берег - в заросший смешанным лесом косогор. Старательно искали дичь, но на этом обжитом берегу ее почти не было. А переправляться через реку в большой лес на пароме опасались. Взрослые мужики могли у наглых мальцов ружья отобрать, да еще по шее прибавить за несвоевременность занятия. Так что добычей нашей чаще становились дятлы, дрозды и дикие голуби - клинтухи, прилетавшие из косогора на заброшенную зерносушилку. Дичь по привычке первобытных охотников жарили на костре. И никому не было стыдно за незаконно добытые трофеи. Сердца наши бились тревожно, когда мы подбирались к добыче, ощущая себя смелыми Чингачгуками.

В сельской глубинке в те времена про браконьеров нечасто вспоминали. Постреливали #дичь и летом. Нет, конечно, были, наверное, егеря, следившие, чтобы местные ухари всех лосей в округе не перебили. Но насчет рябчиков там, уток и тетерок никто особо не заморачивался. Дичи было много. Да деревенским мужикам и недосуг было охотой заниматься, особенно летом. Работали в колхозах. Или выпивали после работы. А птицы всякой у них и на подворьях немало водилось. Если курей полно - на кой черт по лесу шастать, ноги ломать в поисках какой-то паршивой тетерки. Так что сельские охотники особой угрозы для фауны не представляли. Пернатая дичь в лесах, полях и болотах успешно плодилась. Вот когда леса дустом начали опрыскивать от вредителей, птицам тоже несладко пришлось. Вместе с гусеницами и долгоносиками дохли рябцы и тетерева.

Жизнь не стоит на месте. Бесследно канули в Лету те времена. Но память - беспокойный спутник нашего прошлого, копошится в прожитых днях, как ежик в опавших осенних листьях, шебаршит, вызывая воспоминания о том, чего уже никогда не вернуть.

В общество охотников принимали с 16 лет. И вы уже могли купить себе ружье. Серийная одностволка стоила 21 рубль, двуствольное ружье около 40 рублей. Штучное оружие продавали дороже. Там счет шел уже на сотни рублей - большие по тем временам деньги. Пачка дробовых патронов в бумажных гильзах стоила 1 рубль 10 копеек, а великолепный номерной охотничий нож - 7 рублей.

Надо сказать, что охотники, особенно сельские, готовые патроны брали редко. Они покупали отдельно порох, дробь, капсюля, гильзы и готовили "самокруты". Прокладки и пыжи вырубали из картона и войлока при помощи специальных высечек, которые тоже делали сами из подходящих по диаметру отрезков труб.

Многие теперешние #охотники не любят терять время на изготовление патронов, предпочитая пользоваться готовыми. Может оно и правильно. Но я, например, до сих пор люблю снаряжать патроны сам. И уверен, что не одинок в своем пристрастии. Ведь это не просто приватное ремесло. Это священнодействие перед божественным актом охоты.

Весна. Подготовка к великолепному действу начинается задолго до его начала. Увлеченный человек делает это с огромным удовольствием. Фасует снаряженные патроны, проверяет одежду и обувь, точит нож, любовно обихаживает ружье, перекладывает с места на место многочисленные охотничьи прибамбасы. Мысленно прокладывает маршруты передвижения и планирует места засидок. Неоднократно поглядывая на календарь, соображает, как половчее, но не в ущерб работе, использовать короткий срок, отведенный на удовлетворение непобедимой страсти - пройтись по заветным местам с ружьем.

В памяти всплывают замечательные эпизоды давно прошедших охот. Далекое #детство с первыми ночевками у костра на берегу реки, волшебные рассветы и закаты, оглушительные выстрелы старых дробовых ружей и пороховые облака, вылетающие в лесные кущи из ружейных стволов.

Спасибо тебе, Господи, думаю я, за то, что ты дал мне все это. Иначе моя жизнь была бы скудна. Мне искренне жаль людей, не испытавших счастья погреть душу у охотничьего костра, услышать вечернюю песню вальдшнепа, после долгих скитаний по болотам и буреломам вернуться домой с трофеем и быть искренне счастливым от прошедшей встречи с Матерью Природой.

Источник: proza.ru/avtor/chistopolov53

Фото автора.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: В объятиях Матери Природы.