Последние тяги Европы. Есть ли научное обоснование у запрета весенней охоты на вальдшнепа?

Охота на вечерней и утренней тяге вальдшнепа – не настолько русская охота, как может показаться. Да, разумеется, про неё писал едва ли не каждый уважающий себя писатель-охотник России.

Но в Германии, Австрии, и других странах, так сказать, «немецкого мира» – включая Венгрию и прочие бывшие составные части Австро-Венгерской империи – «стояние на тяге» имеет ещё более глубокую историю и традиции. Собственно, скорее всего, именно «немцы», призванные на службу Петром и его наследниками, и завезли эту охоту в Россию, вместе с названием лесного кулика – «вальдшнеп».

В наши дни, однако, далеко не каждому европейскому охотнику удаётся приобщиться к этим традициям. Мешает директива Евросоюза № 79/409, которая ограничивает охоту на перелётных птиц в период размножения и весенней миграции. Директива это довольно старая, принята ещё в 1979 году, и большинство стран, на тот момент в союз входивших, закрыли всякую весеннюю охоту по перу именно тогда. В принципе, абсолютного и безусловного запрета на изъятие перелётных птиц в тексте директивы нет: охота возможна, если удастся доказать, что без неё не обойтись и что она не наносит ущерба популяциям. Именно с такой аргументацией, например, в Латвии с 2020 года разрешено «отпугивание гусей от посевов летальными методами» (См. РОх № 11-2020.) Любителям охоты на вальдшнепа повезло меньше.

В Австро-Венгрии издавна сложилось мнение о том, что весенняя охота на вальдшнепа на тяге наносит меньший ущерб популяции, чем осенняя на высыпках. Вальдшнеп – птица полигамная, а 95–96% добытых на тяге птиц составляют именно самцы. Более того, в популяции вальдшнепа имеется так называемый «резерв самцов»: в размножении, как правило, участвуют не все птицы мужского пола. Определённая часть их воздерживается от токового полёта – но, если возникает необходимость, готовы принять участие в брачных играх, замещая выбывших. Многолетние наблюдения и мониторинг популяции показывают, что численность лесного кулика в результате весенней охоты не снижается.

Все эти аргументы союзы охотников трёх федеральных земель Австрии – Бургенланда, Зальцбурга и Нижней Австрии – неоднократно предоставляли и Еврокомиссии, и Евросуду. Австрия вступила в Евросоюз в 1995 году, но традиции весенней охоты там настолько сильны, что австрийские союзы охотников до последнего отказывались её закрывать. Споры в различных инстанциях тянулись вплоть до самого недавнего времени – и лишь 23 апреля 2020 года Суд Европейского союза оставил в силе решение Еврокомиссии, которое требует привести правила охоты в соответствие с директивой № 79/409.

Камень преткновения здесь – тот факт, что вальдшнеп в Австрии – птица в основном пролётная, местная популяция его незначительна. То, что количество птиц, мигрирующих через Австрию, остаётся неизменным, ещё ничего не говорит о влиянии охоты на отдельные местные популяции в тех местах, куда он прилетает для размножения. Впрочем, размножение вальдшнепа – вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд.

Среднедунайская низменность, на которой расположена восточная часть Австрии, а также большая часть территории Венгрии – важная перевалочная станция на пути перелёта вальдшнепа. На ней пересекаются несколько маршрутов миграции из разных мест зимовки к разным ареалам размножения. Всю весну на территории Венгрии можно наблюдать богатые тяги вальдшнепа. При этом, как показывают исследования, лесной кулик начинает спариваться уже во время пролёта: его токовой полёт, во время которого самцы пролетают до 500 километров за ночь, не является какой-то репетицией или разминкой. Анализ ДНК, отобранного у добытых на тяге в Венгрии вальдшнепов, показывает, что обмен генами между разными популяциями достигает такого масштаба, что по генотипу невозможно определить, к какой популяции птица относится.

Венгрия – очень охотничья страна, и это проявляется не только в многочисленных охотничьих хозяйствах, предлагающих трофейную охоту на оленей, косуль, муфлонов, загонную по фазанам и куропаткам и прочее в том же духе. Охота в Венгрии – занятие народное; процент охотников на душу населения там один из самых высоких в Европе, и многие из них предпочитают охоту по перу. В том числе по вальдшнепу. И, так же как и в Австрии, было распространено убеждение о том, что правильная охота на вальдшнепа – только на весенней тяге. Собственно говоря, все другие сезоны и методы с 1970 года в Венгрии вообще закрыты.

По этой причине, после того как Венгрия в 2004 году вступила в Евросоюз, Национальный союз охотников Венгрии был твёрдо намерен во что бы то ни стало отстоять охоту на тяге.

Обратите внимание: Дневник самоизоляции, День 29-й. Доедаем последние сосиски, ждем морозов и берем пример с кошек.

Подход их был довольно интересным: охота на вальдшнепа была включена в программу научных исследований биологии лесного кулика, проводимых совместно с ведущими венгерскими университетами. Одной из целей исследования было установить, насколько в действительности велико воздействие весенней охоты на популяцию птицы. Разумеется, помимо этого учёные получают много разных других интересных данных – в частности, охотники обязаны брать у каждой добытой птицы пробу мускульной ткани. На основании этих проб проводятся генетические исследования.

================================================

Если вам нравится статья - подпишитесь на наш канал

================================================

Мониторинговая программа проводится с 2009 года и захватывает как весеннюю, так и осеннюю миграцию. Наблюдения проводятся на заранее установленных учётных станциях. На каждой станции стоит, в зависимости от того, разрешена охота или нет, или охотник, или учётчик. При этом надо уточнить, что больше одного человека на станции находиться в период наблюдений не может, так что даже посмотреть на эту охоту не получится. Чтобы в ней поучаствовать, нужно быть членом местной ячейки охотничьего общества, к которой приписано угодье, где проводятся исследования.

В период весеннего пролёта учётчики, как и охотники, проводили на наблюдательных пунктах в среднем по 1,1 часа в день и наблюдали (засчитывались только визуальные наблюдения) от 0 до 28 птиц. Пик весенней миграции через Венгрию наблюдается во второй половине марта и сходит на нет к середине апреля.

В период с 2015 по 2018 гг. охотники добывали от 2021 до 3609 вальдшнепов за сезон, всего было добыто 11 073 птиц. Добыча колебалась от 0 до 6 вальдшнепов в день и в среднем составила 1,2 птицы за выход. Гергели Тибор Шалли [1] оценивает, согласно своей математической модели, общую численность вальдшнепа, проходящего через территорию Венгрии, в среднем в 650 тысяч птиц (минимум 412 111, максимум 915 996). Процент отстрелянных охотниками птиц составлял от 0,3 до 0,6% от общей популяции, или от 1 до 2,2% от той части популяции, которая проходит во время пика миграции.

Размер добычи строго коррелирует с численностью птицы в тот год, в который проводится охота. Это интересно, поскольку из этого следует, что данные о добыче вальдшнепа можно использовать для приблизительной оценки общего количества птицы и отслеживания изменений в её численности за разные промежутки времени.

Но куда интереснее вопрос, есть ли статистическая зависимость между количеством добытых птиц за предыдущий год и общим количеством птиц в текущем году? Если такая зависимость есть, то охота оказывает влияние на численность вида. Если нет – значит, эта численность определяется какими-то другими факторами. Венгерские исследования говорят о том, что никакой закономерности не наблюдается – иными словами, весенняя охота, по крайней мере, в том виде, в котором она проводится в настоящее время в Венгрии, для вальдшнепа не вредна.

Противники весенней охоты могут возразить: разумеется, отстрел десяти тысяч птиц в отдельно взятой Венгрии вряд ли окажет какое-то влияние на численность вида по всей Европе. Но что, если на тяге будут охотиться все немцы, австрийцы, словаки, поляки и так далее? Желающие могут ответить на этот вопрос методом математического моделирования, используя данные венгерской программы мониторинга и других исследований. С этой точки зрения, строго контролируемая и проводимая в сотрудничестве с учёными охота, подобная той, которая проходит в Венгрии, представляет несомненную научную ценность. Пока что она ещё проводится, хотя Петер Нитрай, венгерский охотовед, с которым я обсуждал эту тему, настроен пессимистически: по его мнению, охоту на тяге отстоять не удастся, рано или поздно её всё равно запретят.

Очевидно, с ним придётся согласиться. Имеющиеся данные не подтверждают тезис о безоговорочном вреде весенней охоты для вальдшнепа. Но хорошо подтверждают мнение евроскептиков о том, что Евросоюз склонен механически применять свои директивы, не учитывая национальной специфики, а также то, что научные данные имеют меньший вес в принятии решений, чем большое количество людей, с удовольствием запретивших бы любую охоту вообще. Так что недалёк тот день, когда единственной возможностью постоять на тяге для европейских охотников вальдшнепа останется поездка в Россию или Белоруссию.

АВТОР СТАТЬИ: АЛЕКСЕЙ МОРОЗОВ,ФОТО: ПЕТЕР НИТРАЙ

Оригинал статьи в журнале «Русский охотничий журнал», апрель 2021. Не все статьи из этого номера публикуются , посмотрите содержание журнала по ссылке.

Если вам понравилась статья - подпишитесь на канал

Больше материалов об охоте и оружии есть на нашем сайте huntportal.ru

Следить за новыми публикациями можно в Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках и Twitter

Наши фотографии в Instagram и видео на YouTube

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Последние тяги Европы. Есть ли научное обоснование у запрета весенней охоты на вальдшнепа?.




Закрыть ☒