Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня я продолжаю рассказывать историю раннего христианства. В данной статье пойдет речь о том, как новаторские идеи ранних христиан смогли покорить души и сердца огромного населения бескрайней Римской империи, и о том, какой была реакция на христианские идеи римских философов и писателей.
В дошедшей до нас рукописи на греческом языке сказано: “В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще его можно назвать человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он явился им живой, что предсказывали божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем”.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиСогласно библейской традиции, Иисус говорил, что наступит изобилие плодов земных, прекратится вражда между животными, и все они будут послушны человеку. Конечно, все подобные рассказы не передают подлинных слов и образов первых христиан, но мессианские чаяния, вера в грядущий суд над злыми силами и в победу добрых сил, засвидетельствованные всей христианской традицией, должны были присутствовать в их проповедях с самого начала. Идеи эти были слишком широко распространены в народных массах Палестины на рубеже нашей эры. Поучения Иисуса, как и многих других проповедников, адресовались социальным низам. Выпады против богатства пронизывают самые ранние произведения ранних христиан.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиНеоднозначно было отношение первых последователей Иисуса к соблюдению требований строгого иудаизма, например, к запрещению что бы то ни было делать в субботу. Ранние христиане считали, что в субботу можно совершать добрые дела: “Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько человек лучше овцы?”{Мф. 12:11-12}. В Евангелие от Луки есть отрывок, в котором рассказывается, что Иисус увидел человека, работающего в субботу, и сказал ему: “Человек, если ты знаешь, что делаешь, будь благославен, но если ты не знаешь, будь проклят, как не соблюдающий закон ”. Здесь выражена основная идея раннего христианства – приоритет духовного, а не ритуального очищения: если человек нарушает запрет работать в субботу сознательно, во имя благих целей, он благославен, те же, кто бездумно нарушают закон, будут прокляты. Другими словами – важен не сам факт исполнения или неисполнения ритуала, а внутренний настрой человека.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиВ раннем христианстве был отказ от жестких ритуальных запретов и ограничений: все, кто поверят в мессианство Иисуса, спасутся. Такое отношение к не иудеям можно объяснить тем, что, согласно библейской традиции, Иисус проповедовал в местах со смешанным населением и привлекал на свою сторону людей, презираемых обществом, не только одних бедняков. Согласно евангельской традиции, Иисус проповедовал в синагогах, частных домах и просто под открытым небом, избегая конфронтации с римскими властями. Его главной идеей было духовное очищение человека в преддверии “конца мира”. Вера в воскресение, как и вера в скорое второе пришествие Иисуса, которое должно ознаменоваться судом над всеми грешниками и вознаграждением праведников, стала одной из основ для проповедей раннего христианства.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиНикаких специальных предписаний, касающихся владения или не владения рабами, христиане с самого начала не выдвигали. Эта двойственность требований была очень привлекательна для зажиточных последователей Иисуса, так как оставляла возможность собственной интерпретации христианских положений. В христианские общины с самого начала входили более или менее богатые люди, по тем или иным причинам чувствовавшие себя вне общества и испытывающие глубокую духовную неудовлетворенность. Ведь христианская проповедь, при всех выпадах против богатства, не носила явно выраженного социального характера: она обращалась к обездоленным в широком смысле слова. Христиане – и это проходит через всю раннехристианскую литературу – призывали к себе нищих, сирот, вдов, калек, грешников, блудниц, т.е. всех, кто оказался вне существующих общественных связей, всех, кто, согласно античным традициям, занимал приниженное положение. Проповедь, первоначально обращенная ко всем слоям палестинского общества, в том числе и к не иудеям, в условиях других восточных провинций, оказалась наиболее привлекательной для тех, кто в городах Греции, Сирии, Италии по тем или иным причинам ощущали презрительное отношение к себе со стороны коренного населения этих городов.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиХристианская идея сострадания и спасения должна была привлекать самых разных людей, не только ущемленных социально, но и страдающих физически. Подход христиан отличался от понимания сострадания в античном мире. Аристотель в “Поэтике” писал, что сострадание бывает лишь к незаслуженно страдающему. Жалость, с его точки зрения, может вызывать лишь несчастье, причиненное вольно или невольно близким людям, если же так поступаешь по отношению к врагу, “то ни действие, ни намерение не может содержать ничего жалостного”. Другими словами, страдание само по себе не может вызывать сострадание. Первые христиане принимали к себе всех ”страждущих” независимо от причин, вызывающих страдание: и презираемых сборщиков налогов, и блудниц, и больных, и калек.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиФизическое уродство в античном мире вызывало брезгливость и презрение. В полисах Греции сложился идеал человека – “прекрасного и благородного”, который отражен в скульптурах классического времени. Среди калек, которые примкнули к христианству, конечно, было много нищих, поскольку их недуги не давали им возможность зарабатывать на жизнь.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиОсновой первоначального христианства была вера в искупительную жертву мессии Иисуса, который пострадал за грехи людей и воскрес, обещая тем самым спасение для всех уверовавших в него до страшного суда над человечеством. Страшный суд мыслился первыми христианами как наказание всех язычников, всех, кто не уверовал в новое “Откровение”. Острую ненависть у них вызывал Рим – город, господствующий над множеством народов. В “Откровении” Иоанна Рим рисуется в виде блудницы, сидящей на семиголовом звере. Наиболее сильны были эти ожидания конца мира, гибели ненавистного города у христиан из иудеев, среди которых были традиции сопротивления завоевателям.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиЧто же нужно было делать поверившим в Христа, чтобы обрести избавление? Иисус отвечал кратко: отречься от мира. Для христиан, ожидавших скорый конец света, не могло существовать разработанных норм поведения на каждый случай повседневной жизни, они должны были готовиться к суду над всем миром. В основе из мировоззрения лежало неприятие окружающей действительности: “отречение от мира” означало отречение от всей системы ценностей, которая определяла бытие человека в земном мире, где правит сатана - “князь мира сего”, как сказано в Евангелие от Иоанна {12:31}.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиХристиане противопоставляли тому миру, который в их глазах был абсолютно безнравственным, свою абсолютную нравственность – аскетизм вместо “блудеяния”, самопожертвование и любовь к ближнему вместо ненависти. Эта нормативная нравственность была трудно достижима в реальной жизни и многие христиане под ближними понимали своих единоверцев. Неприятие иноверцев проходит через различные раннехристианские сочинения. Даже в Нагорной проповеди, где было провозглашено милосердие и прощение, сказано: “Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плоды добрые, срубают и бросают в огонь” {Мф. 7:18-10}. Правда, судить тех, кто “не приносит плода доброго”, дело Бога, а не человека. “Не мстите за себя, но дайте место гневу Божьему”, - сказано в “Послании к римлянам”.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиИдея нравственного совершенства и отсутствие строгой регламентации повседневной жизни привлекали к христианам людей из разных слоев общества и разного уровня образования. В раннем христианстве проявилась психология человека, лишенного всех общественных связей и гарантий. Христиане воспринимали себя временными странниками на земле. И в то же время индивидуальный человек находился у центре христианского вероучения: он нес ответственность не только за себя, но и за всю мировую несправедливость. Он обладал возможностью выбрать путь, который бы его привел к спасению, но к спасению в иной жизни.
Обратите внимание: Почему так хочется вернуться в семидесятые годы прошлого столетия — личное мнение.
С самого начала в христианской этике сочетались логически не сочетаемые вера в предопределение и убеждение в возможности выбора. Согласно христианскому учению, весь путь человечества до явления и искупительной жертвы Христа был предопределен, предсказан и в то же время каждый человек имеет свободу выбрать путь спасения, т.е. принять христианское учение или отказаться от него.Картинка взята из Яндекс.КартинкиОткрытый характер христианских собраний был важным фактором в распространении нового учения: он противостоял регламенту имперской бюрократической системы. Для христиан было важно чувствовать себя частью собрания. Совместное слушание проповедей усиливало эмоциональное воздействие. Христиане называли себя братьями и сестрами. Добровольность взносов и пожертвований была важным принципом первых христианских объединений.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиДля первых христиан языческие божества были реально существующими демонами, враждебными силами. Верующие не сомневались, что “царство божие” наступит на земле в результате чуда. Вера в общего отца им казалась вполне достаточной для спасения. Когда возникал вопрос у первых христиан: если царство небесное еще далеко, какова судьба тех, кто умрет до его явления? Смогут ли они приобщиться к нему? Им был ответ: те, кто умрут до наступления дня второго пришествия, воскреснут в нужный момент и вступят со всеми остальными в мессианское царство. Благодаря обряду крещения верующий умирает для мира, освобождается от “прежнего человека” и обеспечивает себе выживание в результате воскресения из мертвых.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиНе имея возможности реально изменить ни совокупность общественных отношений, ни свое положение, христиане верили, что именно беды и несчастья составляют их преимущество перед сильными мира сего и послужат им во спасение. К кругу вопросов, связанных с достижением рая, относится речь Тертуллиана: “Никто не достигнет царства небесного, кто не прошел через искушение”. Это изречение отражает момент становления христианской морали. В “царство небесное” попадут не просто добродетельные люди, а те, кто прошли через испытания, искушения. Преодоление соблазнов становится обязательным условием спасения.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиОгромную роль в притчах христиан играли метафоры, сложные образы, аллегории, потому, что религиозные проповедники обращались к чувствам верующих, а не к логике. Однако естественным следствием многозначности образов стало существование множества их толкований, которые противоречили друг другу.
Поскольку у первых христиан не было представлений о непорочном зачатии, то представление о том, что у Иисуса были братья и сестры казались им вполне естественным. Идея непорочного зачатия появилась намного позже – в Средние века в Европе.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиХристиане утешали себя тем, что “благославенные плоды” ждут их на небе. Телесность рай – характерный отзвук тех надежд и чаяний трудящихся масс, которые еще в глубокой древности порождали сказки о таинственных странах и островах, где царит полное изобилие.
Аскетизм был для первых христиан путем достижения этого рая. Если для какого-нибудь раба – грека или германца, замученного непосильным трудом в серебрянных рудниках Испании, или галльского ремесленника, которому грозило разорение, было безразлично, как относиться к пророчествам, то вера в вознаграждение – если не на земле, то на небе – была самым важным в христианстве.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиЦелесообразно будет рассказать про противоречивость раннехристианских верований и положений, которая указана в критике античных авторов, пытающихся разобраться в мировоззрении ранних христиан и понять, чем привлекло новое учение такое количество людей.
Порфирий указывает на то, что для христиан важнейшим компонентом их веры была именно возможность чуда вопреки установленному “порядку вещей”. Вот почему логические доводы Порфирия против христианских верований не могли воздействовать на верующих, для которых эмоциональность и иррациональность христианского учения были одной из основных притягательных сил.
Картинка взята из Яндекс.КартинкаЦельс в “Правдивом слове” поражается фанатизму и отчаянной вере первых христиан: “Христиане заключают между собой тайные союзы, противные законам. В самом деле, есть общества открытые, возникающие в согласии с законом, и есть сткрытые, действующие вне закона. Христианская община держится на общности опасности, и сила налагаемых ею обязательств выше долга присяги…”.
“Их союз тем более удивителен, что как легко можно доказать, он покоится на каком солидном основании, этим основанием является мятежный дух, извлекаемая из него выгода и страх перед внешними противниками, этим укрепляется их вера…”.
“…Они не выносят вида храмов, жертвенников и изображений…” Это высказывание Цельса доказывает отрицательное отношение первых христиан к жертвоприношениям и соблюдению формальности обрядов.
В изречении, приписываемом Иисусу: “Но один и тот же человек не может служить нескольким господам” Цельс видит призыв к мятежу, не осознавая идеи христианства о едином Боге, который стоит выше всех царей земных.
Цельс. Картинка взята из Яндекс.КартинкиДругой античный критик христианства спрашивает: “Если Иисус называет себя путем к спасению, благодатью и истиной, если только в себе одном полагает возможность возврата для душ, в него верующих, - то что делали люди столько веков до него?”.
Картинка взята из Яндекс.КартинкиТакже критик указывает, что: “Иисус угрожает тем, кто в него не верует, вечными муками, а в другом месте он говорит – “Какой мерой мерите, и вам будут мерить”{Мф.7:2}”. И в этом также проглядывается противоречивость христианских положений, в основном, из-за его многозначности и метафоричности, которая порождает разные толкования. Но об этой внутренней противоречивости христианского учения более подробно я расскажу в другой раз.
Для статьи использована следующая литература:
1. Ковалев С.И. История Рима. М.: РАН, 2002.
2. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М.: 1980.
3. Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М.: 1988.
4. Донини А. У истоков христианства. М.: Политиздат, 1979.
5. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М.: Политиздат, 1990.
6. Ранович А.Б. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990.
Спасибо за внимание.
Больше интересных статей здесь: География.
Источник статьи: Как и почему раннее христианство победило в языческом Риме?.