В конце 19 века, когда находившаяся под властью турок Палестина еще только начинала заселяться еврейскими эмигрантами из Европы, возникла необходимость связать железной дорогой портовый город Яффо (сегодня пригород Тель-Авива) с крупнейшим городом страны и ее религиозным и культурным центром, Иерусалимом. Группа еврейских активистов и предпринимателей во главе с Моше Монтифьори обратились к турецкому наместнику Палестины и вскоре заручились его согласием на начало строительства железной дороги.
Работы начались в 1890 году и завершились 26 сентября 1892. Несмотря на то, что между двумя городами всего 65 километров, задача инженеров была непростой, ведь им предстояло преодолеть сложный рельеф местности. Яффо расположен на берегу моря, а Иерусалим на высоте 900 метров, в горах Иудеи. В те годы еще не были достаточно развиты технологии строительства тоннелей и мостов в горах. Еще было необходимо по пути соорудить вспомогательные станции, где бы паровозы могли залить воды и пополнить запасы угля. Первый паровоз выехал из порта Яффо и достиг Иерусалима в тот же день. Сотни жителей города встречали его стоя на платформе новенькой станции. Начиная с этого момента поезда начали курсировать между Иерусалимом и Яффо на регулярной основе.
В 1917, после захвата Палестины британцами, поезда продолжали ходить по обычному графику, но сама железная дорога перешла в управление британской военной администрации и евреев от этой важной транспортной артерии попросту отстранили. В разгар борьбы за независимость, 30 октября 1946 еврейские подпольщики взорвали сразу несколько станций по всей страны, включая Иерусалим и Хайфу. Задача была помешать британцам переброску по железной дороге военной техники и оборудования. Те не менее, британцы отремонтировали станцию и спустя несколько недель восстановили сообщение. Поезда курсировали вплоть до конца 1948 года, когда Израиль уже получил независимость и началась война с Египтом, Иорданией и Сирией. Бои велись практически по всей территории страны, в особенности вокруг Иерусалима. Поезда постоянно обстреливались иорданцами и было решено временно прекратить сообщение.
Уже после войны за независимость, в 1949 году поезда вновь начали курсировать между Яффо и Иерусалимом. Разве что в 1962 году было принято решение, что старая станция построенная в 1892 году уже не соответствует духу времени, слишком маленькая, да и вообще с тех пор город сильно вырос и его деловой центр сместился к западу. Станция оказалась в не очень удобном месте, далеко от новых жилых районов и в результате этого число пассажиров стало снижаться. Люди все чаще выбирали для поездки автобус. В итоге, число поездов стало сокращаться: от пяти в день в 1962 году до одного в день в 1998. Последний поезд прибыл на старую станцию Иерусалима 15 июля 1998 года. После чего она была окончательно закрыта, 106 лет спустя после ее открытия.
После этого была построена новая станция, получившая название Малха, в западной части Иерусалима. Туда поезда курсировали гораздо чаще, в среднем по 10-12 раз в день. А пару лет назад открылась вторая станция, Ицхак Навон - подземная и суперсовременная. Она соседствует с центральным автовокзалом Иерусалима и расположена в самом центре города.
Что же касается старой станции, то много лет она простояла заброшенной. Я помню, когда примерно в 1999 году жил короткий период времени в городе, то периодически мимо нее проходил. Там все было заброшено, сломано и откровенно говоря место стало прибежищем для разного рода бомжей и наркоманов. Лишь в середине двухтысячных городские власти решили восстановить старую станцию и сделать из нее центр туризма и отдыха.
Сегодня я туда прогулялся и посмотрел, что происходит. Естественно, пусто. Коронавирус на дворе! Но видно, что все довели до ума и когда карантины закончатся, туристы вновь сюда вернутся.