Окунь — рыба занятная. Интересная нестабильностью клева и предпочтений. Так считается.
И что еще занятнее, в каждом регионе и каждой местности считается, что вот их-то окунь — уж точно привередливый, капризнее не придумаешь. Чего вот не знаю, это того, что говорят об окуне местные в дельте понятно чего. Но вот остальные… Как будто титул региона с Самым Капризным Окунем — это какой-то почетный приз федерального значения.
Я живу в точно таком же регионе, жители которого, может и не кричат о привередливости своих окуней столь громко и слышно, как столичные, но вот считают-то точно так же. И для этого есть все основания. Впрочем, эти основания - одни на всех. Просто окунь — такая вот рыба, когда количественный аргумент приводит к интересным качественным следствиям.
Начнем издалека — в чем выражается «привередливость» у окуня? В первую и главную очередь — в предпочитаемом размере приманок. Затем приходит очередь тотемного столба цветопоклонников, у которого они лежат ниц — цвета приманки. Прочие аспекты общие как для капризных окуней, так и для безотказных. Впрочем, как и проблема цветов приманок. Поэтому, а еще и потому, что это тема для отдельного большого материала, касаться темы цвета я здесь не стану. Просто понаблюдайте фоторяд.
Остается что? Размер приманки. Это реально значимый фактор, но о чем он говорит? Разве о капризности окуня, или же о его количестве?
Как известно, количество мелкой рыбы на порядки превышает количество крупной. График количество/возраст(размер), полагаю, больше всего напоминал бы типичную экспоненту — от миллионов икринок к единицам настоящих увесистых горбачей.
А тут еще и стайность окуня, и склонность к постоянным перемещениям.
Кстати говоря, мнения о том, что крупные окуни склонны становиться одиночками, по всей видимости на том и основаны, что для мелких и даже средних окуней такая рыбина уже откровенно страшна, ведь окуни, как и прочие наши хищники — каннибалы, и одиночество это — вынужденное. Просто не из кого набрать стаю горбачей. А стайки «спортивных» окуней им не товарищи, а еда.
Ну а поскольку самый крупный окунь теряет стаю, то и приобретает повадки частичного засадчика, ведь у него нет физической конституции того же жереха, чтобы быть угонщиком в одиночку.
Но мы все равно встречаем такого, самого крупного окуня в своем водоеме, чаще, чем должны были бы, именно потому, что он частично сохранил и склонность к перемещениям, свойственную окуням в принципе. Если щука в основном сидит в засаде и ждет, с ее рывком она может себе это позволить, то даже самый крупный окунь остается верен своей природе — он склонен искать, ведь он почти всеяден, пусть ситуативно и использует тактику засадчика. Что делает реальной целенаправленную охоту на него. Искать такую рыбу почти бесполезно, но она сама вас найдет — рано или поздно. Главное все делать правильно. О подобающей технике ловли для этого предприятия — в другой статье.
Но мы отвлеклись. Крупный окунь не капризен, он просто редок.
А что же с капризными?
Посмотрите на окуня внимательно — он не способен к быстрому щучьему рывку, хоть наперерез добыче, что типично для щуки, не способен и долго гоняться за добычей, как жерех, то есть он и не спринтер, и не стайер. Он — на средних значениях. Эти средние значения вынуждают к универсальности, и не имея «сверхспособностей», то есть специализации, окунь вынужден расширять рацион всем, чем может. То есть он просто обязан быть максимально непривередливой и не капризной рыбой. И лично я вот уверен, что он таковым и является. Просто его не так поняли.
Если окунь чего-то не ест из наших приманок, значит по каким-то причинам не может, а не не хочет. Хочу/не хочу в дикой природе (она не перестала быть дикой оттого, что мы накидали в нее мусора) — это что-то из плохой ненаучной фантастики.
Обратите внимание: Как сделать блесны на щуку, судока и окуня. "S"- образная одностволка!.
Так не бывает. В природе постоянно кипят битвы за каждую калорию — но так, чтобы самому потратить меньше. Чтобы быть в прибытке. Вот и все. Тратящий больше, чем получает — умирает, будучи обессиленным и съеденным сам.В чем же тогда проблема размера окуневых приманок?
В самом ли размере? Почему крупный окунь ест 130-й воблер, а среднемелкий не хочет сожрать 90-й? А порой и 70-й? И даже 50-й?
Если мы говорим о воблерах-минноу, обратите внимание на свою собственную технику твичинга. Не одними и теми же типовыми рывками вы пытаетесь вести и первое, и второе, и третье? Если мы говорим о джиге и резине, не одними ли и теми же оборотами катушки вы ведете и 4” резину, и 2”?
А это значит что? Что у мелких приманок, пусть и меньше размер, но выше относительная скорость. Я о чем. Если типовым твичингом вы можете поймать среднего окуня на «Рудру», поймаете ли вы такого же окуня на такую же «Рудру», только джеркингом, то есть размашистым ударным твичингом? Есть сомнения.
Скорость мелкой вертушки на грани сбоя, если мы говорим о них, ниже, чем аналогичная скорость вертушки на размер крупнее. И так далее.
А ведь поправки в собственную технику, в закрепившуюся моторную память даются сложнее, чем простая смена приманки на более мелкую. Дайте окуню поймать вашу «ракету». Он не спринтер и не стайер. Он не погонится за тем, чего не сможет поймать, и что мечется из стороны в сторону как угорелое.
Конечно, переход на мелкие приманки срабатывает сам по себе — просто потому что они не дают себя вести так, как крупные. Но скорости все равно велики. Правильный окуневый твичинг мелких воблеров, это целая отдельная тема, кстати говоря. Я о чем — мелкий размер приманок нужно дополнить подобающей анимацией, а не простым переложением среднеразмерной техники проводки.
Вторая причина «капризности», которая, на деле, наверное первая — мелкий средний размер самого окуня. То есть, мелкого окуня нормальное количество, среднего — мало, крупного — или очень мало, или практически нет.
В такой ситуации уменьшение приманки срабатывает не потому, что «окунь капризный», а потому что есть крупную некому. А тот окунь, который теоретически может съесть более крупную приманку, просто не будет этого делать из-за массы причин, вроде не той скорости, или просто того, что «заводилы» нет. Окуня мало, и «заводил», соответственно, тоже.
То, что вы ловите на микроджиг, вертушки-нулевки и воблерки 30мм+ спортивного окушка, мало говорит о его вкусах, скорее — о типичном размере. Вот если бы реально крупный окунь ловился только на микроджиг, но игнорировал воблеры «щучьего» калибра, это да, можно было бы назвать вкусовщиной.
Но я ловил на микроджиг таких окуней, однако возвращался с нормальными воблерами, и ловил их же. С избирательным игнором не сталкивался. А если и случалось нарваться на бесклевье в том же месте, но на другие приманки, то это можно объяснить массой причин не прибегая к обвинениям в капризности.
Случалось и проверять тут же, на месте — если крупный окунь не ловится на нормальный воблер, то не клюнет и на мелкие приманки. Если только не включатся факторы, влияющие не только на активность крупных, но и вообще - окуней.
За сим, позвольте, я усомнюсь в столь нелепых обвинениях в адрес нашего любимого полосатика.
Для имеющих иное мнение и факты, его подтверждающие, всегда есть комменты. И я не против быть разбитым весомыми аргументами)
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: О привередливости окуня.