Неспроста эту точку на карте нашей страны называют "Воротами Арктики".
72-й градус северной широты, место в десятке самых северных населенных пунктов нашей страны, и одновременно самый крупный населенный пункт в этом списке.
Село Хатанга - это еще одно невероятное место в Арктике, куда нам удалось добраться во время своей зимней автоэкспедиции по Таймыру.
Это село (хотя так и хочется назвать его городом) является не только одним из старейших (основано в 1626 году) поселений на Таймыре, но и одним из самых современных и благоустроенных в этом регионе.
В былые времена, до распада СССР в селе проживало более 6000 человек, сейчас же осталось чуть более 2 000 и население продолжает постепенно сокращаться.
Здесь есть многоэтажные дома, центральное отопление, канализация и водоснабжение, магазины, районная больница, морской порт, школы, детские сады, библиотеки и музей, несколько гостиниц.
Но кроме этого в Хатанге расположен еще и крупнейший аэропорт в Арктике и про него хотелось поговорить немного подробнее.
Первый аэропорт в этих местах Таймыра появился еще в 1938 году и он располагался на галечной косе мыса Косистый в Хатангском заливе. Но от аэропорта Косистый до Хатанги по прямой было около 300 км.
Первая половина XX столетия была "золотым веком" изучения советской Арктики и время многочисленных высокоширотных полярных арктических экспедиций вдоль Северного Морского пути.
К тому времени поселок Хатанга уже стал районным центром и его население перевалило за 1000 человек. Стало понятно, что требуется аэропорт и в самом поселке.
И только в 1945 году в самой Хатанге на месте современного аэропорта появилась грунтовая взлетно-посадочная полоса.
В середине 1950-х годов было построено каменное здание авиационно - технической базы, деревянное здание аэропорта и ряд других технических сооружений аэропорта.
Между прочим, деревянное здание аэропорта строилось как временное, но так и осталось на десятилетия, следуя любимому нашему принципу - "нет ничего более постоянное, чем временное"
Постепенно аэропорт Хатанги стал крупнейшим авиационным транспортным узлом в Арктике.
Запасным аэропортом для Хатанги стал тот самый первый аэропорт на Мысе Косистом. Сама же Хатанга стала запасным аэропорта для непростого Норильского аэропорта "Алыкель", который по погодным условиям бывает закрыт до 200 дней в году.
Из Хатанги можно было улететь в многие города СССР и отсюда выполнялись рейсы в Москву, Ленинград, Красноярск, Тикси, Норильск, Певек, Амдерма, Анадырь, Сыктывкар и многие другие.
Не говоря уже об использовании аэропорта Хатанги для многочисленных полярных экспедициях и рейсах по Таймыру.
Кроме этого, в Хатанге долгие годы базировались подразделения ПВО СССР и аэропорт использовался в том числе и для военных нужд. В разных источниках находил упоминание об использовании аэропорта для во время перелетов Ту-128 и Су-9.
В 2009 году взлетно-посадочная полоса аэропорта прошла полную капитальную реконструкцию и после обновления ВПП стала полностью железобетонной с размерами 2725м на 48м.
Аэропорт получил возможность принимать в круглосуточном режиме и при любой погоде практически любые типы судов с массой до 170 тонн, включая даже Ил-86, Ил-76, Ту-154 и другие более легкие суда такие как Як-42, Sukoi Superjet 100.
В какой-то момент даже начали рассматривать использование Хатанги как основного запасного аэропорта для трансполярных пассажирских перелетов из Америки и Азии в Европу по кратчайшему пути.
Но не сложилось. В Хатанге кроме модернизации полосы больше ничего не сделали. И аэропорт не только не стал важнейшим Арктическим узлом для международных авиаперевозок, но также был фактически исключен из запасных для Норильского аэропорта.
А все потому, что аэропорт не прошел сертификацию для зарубежных судов, которые повсеместно сейчас стали использовать даже российские авиакомпании на внутренних линиях.
Разговаривал с некоторыми людьми близкими к авиации и они рассказали, что причина отсутствия сертификация для "иномарок" - особое низкое расположение двигателей на самолетах.
Если такие суда будут совершать посадку и взлет в Хатанге, то будет риск повреждения двигателей от снега, камней и крошек с полосы.
Этот вопрос решается специальной аэродромной уборочной техникой, но такой техники здесь нет и в обозримом будущем не предвидится.
Отдельный разговор и про здание аэропорта.
Полувековое деревянное здание аэропорта выглядит жутко и убого не только снаружи. Оно и внутри уже полностью сгнило и развалилось.
Еще в далеких "нулевых" его признали аварийным попутно запретив его эксплуатацию, а на постройку нового здания у собственников аэропорта нет средств.
Сейчас Хатанга имеет статус федерального гражданского аэропорта и он внесен в государственный реестр аэродромов и вертодромов ГА РФ.
А в 2018 году доходило до смешного, когда из-за аварийного состояния здания аэропорта, Хатангу даже исключали из этого реестра. Но пассажирские рейсы в Красноярск и Норильск всё-же выполнялись по специальным разрешениям Росавиации.
Схожая ситуация была несколько лет и с самым северным аэропортом России - Диксоном и я писал об этом в одном из прошлых репортажей:
Но вернусь к нашему знакомству с аэропортом. Мы попали в Хатангу со стороны Норильска и первое, что увидели - здание знаменитого Хатангского авиаотряда, который в своё время был знаменит на весь СССР.
Авиаотряд был образован в 1970г и подчинялся Красноярскому УГА. Авиаотряд обслуживал аэропорты Косистый, Диксон, Челюскин, Средний, Усть-Тарея, а флот в разное время состоял из нескольких десятков Ан-2, Ли-2, Ил-14, вертолетов Ми-4 и Ми-8.
Сейчас же о славном былом прошлом крупнейшего аэропорта Арктики напоминают лишь Ан-26 с бортовыми номерами RA-26022, RA-26045,RA-26506 на временно-вечном хранении рядом с покосившимися заборами аэропорта.
Пока же я осматривал аэропорт, неожиданно совершил посадку регулярный пассажирский рейс "Красавиа" из Красноярска на раскрашенном Як-42Д с бортовым номером RA-42458.
Странно, конечно, что за прошедшие годы нет никаких подвижек в части модернизации этого аэропорта со стороны федеральных властей.
Вроде как декларируем о новом этапе в освоении Арктики и необходимости возрождения присутствия в этом регионе, а важнейшие транспортные узлы так и прозябают в состоянии тотального развала.
Хотя о необходимости модернизации аэропорта регулярно рапортуют на чиновники Красноярского Края. И даже есть оценки необходимых инвестиций в размере 1,5 млрд. рублей.
Это послужило бы серьезным толчком к развитию не только Хатанги, но и всего региона в целом.
Пока же вместе с аэропортом постепенно разваливается и село...
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!