Сегодня расскажу про свою последнюю поездку в Белоруссию и о своих впечатлениях.
"Ехал на неделю в Витебск, но так случилось, что жил в Бешенковичах. Это поселок, 8 тысяч жителей, в 50 км от Витебска. Поселок очень чистый и ухоженный, как, впрочем, и вся Белоруссия.
Кроме меня в Бешенковичах бывали Петр I, Александр I, Бонапарт Наполеон и Моника Левински. Есть даже картина "Наполеон и его войска в Бешенковичи" кисти немецкого художника Альбрехта Адама. Дуб, под которым, как утверждают местные жители, император останавливался на отдых, еще стоит, правда все ветки с него срезали. Говорят, что этому дереву уже 400 лет.
В Бешенковичах огромное количество гипсовых солдат, рабочих и колхозниц. Одного из таких рабочих вы видите на обложке этой статьи. Удивительно, что все эти скульптуры в отличном состоянии, за ними ухаживают. Такое впечатление, что я переместился по времени в 60-е годы Советского Союза.
На вопрос "Какой у вас строй: коммунизм, социализм или капитализм?", мои белорусские друзья разводят руками. Я тоже не понял: вроде бы частная собственность разрешена, но даже малые предприятия владеют ей с оглядкой на местные и центральные власти.
Перед поездкой я почитал, что пишут российские СМИ. Главная новость: "в Белоруссии кризис, перебои с продовольствием, в обменниках нет валюты".
Насчет продуктов неправда. Даже в скромных поселковых магазинах всё есть, и по нашим меркам, очень дешево. А вот валюты действительно нет. Мне там были должны 2000 рублей, искали два дня, так и не смогли купить, отдали в евро.
Главный спонсор Белоруссии - Россия - урезала финансовую поддержку, а Европа белорусского батьку не любит и денег не дает. Что-то будет теперь с экономикой, не знаю. Компания, с которой я там работал, выиграла республиканский тендер на поставку оборудования, а производство встало - нет валюты, чтобы закупить металл в России или Украине.
В Бешенковичах и по дороге от Витебска вдоль трассы стоят аккуратные коттеджные поселки. Мне рассказали, что это агрогородки. Строят их за счет бюджета и бесплатно отдают людям, которые соглашаются переехать в село и заниматься сельским хозяйством. Поэтому все поля обрабатываются. Если бы Лукашенко поработал у нас пару лет министром сельского хозяйства, мы бы забыли что такое голландская картошка и китайская морковка.
Белорусские чиновники батьку боятся до дрожи в коленях, а простой народ его любит. А почему нет? Работа для всех есть, зарплаты, пенсии и уровень жизни практически российские, бомжей и попрошаек я ни разу не видел. Чисто и спокойно. Воровства и бандитизма нет.
Жил я там даче в 10 км от Бешенковичей. Райское место в 200 метрах от берега Западной Двины. По ночам под окном ухает филин, а звезды в верхушках сосен, как фонари уличного освещения. Двухэтажная деревянная дача стоит в лесу, неподалеку от небольшого села. Меня сильно удивило, что нет ни забора, ни охраны. Я спросил хозяина дачи: не боишься, что в дом залезут или сожгут? Он даже не понял моего вопроса. Судя по его выражению лица, такое там в принципе невозможно".
Вот такими были мои впечатления от поездки в Белоруссию и знакомства с местным населением. И главное, о чем я должен сказать, этот текст был мною написан и опубликован в Живом Журнале 5 мая 2011 г.
Мне кажется, что за прошедшие 9 лет там, по большому счету, ничего не изменилось. Ну кроме того, что по Минску ходят толпы людей, которым Батька теперь не мил. Они кричат, что хотят на царство Надю, которая не управляла до сих пор ничем, кроме своей кухни. Владимир Ильич в своем хрустальном саркофаге довольно потирает руки, предвкушая исполнение своего пророчества про государство будущего под управлением кухарки. А я смотрю на происходящее и думаю, что сегодня столице Белоруссии больше подошло бы название Бешенковичи, чем тихому и спокойному поселку, который вряд ли в восторге от возможных перемен.