Да друзья, недаром же у нас Арктику называют огромной "всесоюзной техносвалкой". Какие только здесь уникальные экспонаты из могущественного советского прошлого не найдешь.
Не так давно я рассказывал историю про то, как нашел в тундре брошенный и выпотрошенный АТС - артиллерийский тягач средний, но сейчас будет небольшой репортаж про еще более интересную машину.
На этот раз мы добрались до Диксона - того самого, который является самым северным населенным пунктом страны и куда нет никаких дорог ни летом ни зимой.
Мы перебрались по льду Карского моря на остров Диксон и начали бродить по осиротевшим и полностью пустым улицам этого покинутого поселка. И тут я замечаю перед собой этот легендарный тяжелый артиллерийский вездеход - тягач известный как АТ-Т под кодовым шифром изделие «401» .
Судя по внешнему состоянию, эта машина стоит уже здесь не один десяток лет и при этом неплохо сохранилась. АТ-Т и впрямь уникален и все потому, что это не обычный гражданский вездеход на основе трактора, а настоящий танк.
Для чего понадобилась такая машина? После окончания Великой Отечественной Войны, у Вооруженных Сил СССР появились совершенно новые артиллерийских и ракетные системы, требовавшие для своей транспортировки подходящий тяжелый тягач, которого в Союзе на тот момент не было.
Разработка армейского тягача АТ-Т началась в конце 1940-х годов и в качестве шасси конструкторы взяли самый передовой на тот момент танк Т-54. Двигатель ему достался не простой, а В-401 (быстроходный V-образный 12 - цилиндровый) - модификация двигателя B-2 от легендарного танка Т-34.
Осталось только водрузить немного модифицированную кабину от не менее легендарного грузовика ЗИС - 150 и в 1947 году с завода вышел первый опытный шедевр.
Чувствуете всю мощь инженерной мысли?
Мало того, что этот тяжелый тягач мог тащить в кузове пять тонн полезного груза, так он еще и был способен буксировал за собой до 25 тонный прицеп или какую-нибудь ракетную систему по буеракам и болотам.
В серию тягач АТ-Т пошел в 1949 году и в 1951 году создатели этой невероятно удачной машины получили даже Сталинскую премию.
Модель оказалась настолько успешной, что на её базе было сделано огромное количество разной техники. От инженерных танков БАТ и БАТ-М, до уникальных и всемирно известных антарктических вездеходов "Харковчанка-2", которые до сих пор находятся в Антарктиде.
Модель прожила на конвейере без малого 30 лет и только в 1979 году была заменена на более современный гусеничный вездеход-тягач МТ-Т.
Но кроме армейских модификаций, этот тягач пользовался огромной популярностью у полярников, геологов, нефтяников и газовиков на Крайнем Севере.
Видимо и этот экземпляр трудился у полярников на Диксоне долгие годы, пока здесь были люди. А люди ушли и машинка стала не нужна. Сложили ему бочки в кузов, оставили недалеко от нефтехранилища и ушли.
Взять бы этот агрегат да и поместить в какой-нибудь частный музей. Или сдать в металлом.
Но вывезти эту махину весом в 20 тонн отсюда уже не реально. Морской порт давно дышит на ладан, а в самом Диксоне осталась только пара легких Газушек и Треколов, которые даже с места не стронут этого тяжеловесного исполина.
Уникальная машина, наверное, такие еще где-то остались в рабочем состоянии, не считая "Харьковчанок" с Антарктиды. Я бы даже посмотрел на этот гражданский танк в действии. Может кто знает, где такие остались на ходу?
Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!