Про то, как мы жили и выживали в 90-е годы

Про то, как мы жили и выживали в 90-е годы

Для кого-то 90-е годы в России - это время свободы, победы демократии, надежды и немыслимых прежде перспектив. Они называют эти годы "святыми". И есть другие, которые до сих пор вспоминают развал Советского Союза как самое страшное событие в их жизни. Вторых большинство.

Мне было 37, когда привычная и понятная жизнь в одночасье рухнула. Накопления сгорели, работы и денег не было. Образование, опыт, профессия ничего не значили. Мне, как и миллионам жителей великой страны, которой не стало, пришлось приспосабливаться к новым и совершенно непонятным обстоятельствам. Мы не знали, что будет завтра. И изо-всех сил старались выжить.

Сегодня я хочу дать слово непосредственным участникам событий того смутного времени. Это выдержки из комментариев к моей недавней статье " Мы носили малиновые пиджаки, вкладывались в МММ и Распутин нам подмигивал". Тридцать лет прошло, а для многих из нас, как будто, это было вчера. Тяжело вспоминать, но забывать нельзя. Надо помнить.

  • "В 1991 году у нас с мужем на книжках пропали 18 тысяч рубликов, мы как раз в августе приехали в Севастополь квартиру покупать. Ничего не понятно в первые дни было, только рублики наши никому не нужны стали, ничего, пережили, я даже не помню у себя особого горя. А у соседки моей пропало 10 тыс на книжке, вначале инфаркт, потом пол желудка вырезали, так переживала". (Елена Тарасова).
  • " А я помню очереди. Со школы с одноклассниками занимали сразу несколько. Одни стояли за мылом , другие за маслом. Помню ночные пересчёты, и синим "химическим" карандашом номер на ладони.... Я собирала картошку на рынке, после того, как уезжали продавцы. Мама сушила сухарики. Перешивали вещи по Бурде. Моей сестре нечем было кормить моего новорожденного племянника. Мы кормили его манкой... Зарплату выдавали сковородками и водкой... Мы выжили. Мы - дети 90-ых. Нас ничем не возьмёшь! Всем нам здоровья. И самое главное- мира! " (Виктория Кутнюк).
  • " Не забыть счастья девяностых - муж приволок 20 кг сливочного масла и 60 кг ирландской говядины. В доме было три холодильника - благодаря им и выжили. В 1992 году родился сын - дали сухпайки армии бундесвера и банку американского сухого молока. Мама моя пережила оккупацию Ростова на Дону и сказала, что всё это напоминает немецкую шоколадку от солдата вермахта в 1942 году. " (Лариса Башко).
  • " Я боюсь повторения 90х, тогда я была молода, сейчас такого не пережить. К тому же все знакомые также выживали, как могли. Инженер в КБ, которое выполняло заказы Минздрава, зарплату сразу стали задерживать. Для меня с осени 1991 наступил голод. В 27 лет весила 48кг . С подругой (математик) лето 1992 подработали в сувенирном ларьке у метро Чернышевская. Все под откос: физмат школа, ЛЭТИ, хорошее распределение, а прокормила профессия бухгалтера. 90-е годы давно прошли, но они всегда со мной: ранняя гипертония, болячки жкт, единственный ребёнок с серьёзным заболеванием " (NEva).
  • " А я в 90-е работал следователем. Только пришел с института. Помню, как у нас забирали все права, запретили останавливать автомашины для проверки документов и багажника, БЕЗ ЯВНЫХ ПРИЗНАКОВ совершения преступления. То есть, если на кузове машины нет пятен крови, в салоне никто никого не избивает и не убивает, то водитель просто не останавливался на требованием сотрудника милиции.... Я помню, как на весь автопарк РОВД, а это более 10 машин, причем 70% из них УАЗ, в месяц выдавалось 100 литров бензина, более половины которой забирал водитель начальника РОВД... Я помню, как нам бумагу выдавали для печатных машинок по 15-20 листов в неделю, и мы печатали документы на обеих сторонах , причем бумага была самой тонкой, серого цвета, так что машинки пробивали насквозь. Я помню, как в ИВС арестованным передавались баулы с едой от "братвы", а у нас зарплаты задерживали по полгода и начальник РОВД говорил "Я не верю что у вас нет денег на еду". Я помню как мы, приезжая на место происшествия, выслушивали от пострадавших, что они нас вызвали только для фиксации, а решать проблему они будут сами, через бандитов, ибо те имеют больше возможностей для поисков обидчиков, правда часть похищенного не вернут и оставят себе. Я помню, как в дома наших сотрудников по ночам стреляли из автоматов и многие из наших ходили домой с автоматами. Я помню как в нас стреляли все, а нам отвечать на это запрещалось. Мы помним все. Поэтому презираю всех, кто славит 90-е!!!!! " (Олег Балан).
  • " У меня в те годы родились дети (1988г.р, и 1990г.р.). Мы жили на Дальнем Востоке, муж в/служащий, офицер, им запретили тогда носить на улице форму, так как было много случаев, когда просто убивали и калечили только за ношение формы. В магазинах не было практически ничего, из продуктов - бутылки с уксусом и соевым соусом. Нам беременным и кормящим мамочкам в поликлиниках выписывали талончики с печатью, где было сыр 300 г на месяц, творог - 0,5 кг на месяц. Правда, для грудных деток была молочная кухня, где выдавали кефирчик. Помню, как наши мужья скручивали из газеты цигарки с табаком и курили у мусоропровода. Выжили однако и детей своих вырастили! Здоровья всем! " (Татьяна Ива).
  • В 90-е мне было 26. Прошло 30 лет, но всё помню. Вдовая, с тремя детьми. Помню "гуманитарные" посылки из Гамбурга. Дети радовались шоколадкам и печеньям, а мой батя, прошедший всю Великую Отечественную войну, всплакнул,"напяливая" немецкий добротный костюм,-"Вот, мы их когда-то били, а сейчас они нам помощь шлют". Похоронила отца в 2003 году ,в этом-же костюме с планками орденов и медалей, и орденом "Красной Звезды" (Светлана).
  • " На Крымском заводе "Титан", который тогда планомерно банкротили для передачи в частные руки, нам 9 месяцев не выплачивали зарплату. Сегодня в это практически невозможно поверить. Многие увольнялись, уезжали, пытались уйти в "купи-продай". Тем, кто остался на предприятии, с голоду умереть не давали, регулярно-периодически выделяя то гречку с мышиным помётом, то макароны цвета крымской земли, то вареную колбасу и подсолнечное масло. Цеховые профсоюзные организации постоянно занимались взвешиванием, расфасовкой и распределением продовольствия. В ларьках появились заморские продукты: ликёр "Амаретто", а также "сникерсы" с "марсами". Помню, наши знакомые, тоже молодые специалисты, как и мы с двумя детьми 3-5 лет спрашивали у нас:"А вы уже пробовали батончик "Марс"?" И мы, которые не могли себе это позволить (казалось неоправданно дорого), отвечали, что нет. Тогда они с некоторой гордостью, почти с превосходством, заявили нам, что уже попробовали. " (Ирина Пекная).
  • " В эти года я была уже с двумя детьми. Как я выкручивалась, так это просто фильм-катастрофа. Еще летом выручали соседи дачники. Я им чинила одежду, а они привозили овощи. А вот по зиме - это просто край. Мы ели котлеты из геркулеса, ранней весной рвали крапиву и варили из неё пустой супчик. Иногда перепадали какие то осклизлые кости - их приходилось замачивать в соде,а потом варить в двух водах. Гуманитарка - сухое молоко в жестяных банках, это был деликатес. Блины из муки 2 го сорта и вода с солью. Их нужно было есть только теплыми, в противном случае они высыхали в жесткую подошву. В соседнем доме умерла девушка от дистрофии (она стеснялась сказать,что у неё нет еды, жила одиноко и нелюдимо). В доме моего деверя семья кормила детей распаренным комбикормом. Дети были просто хронически голодные - смотреть на них было физически невозможно. Мне ночами снилась еда. Бывало, что за два дня я съедала только две ложки каши после маленького ребенка!... "(Людмила Михайлова).
  • " Пришла домой с работы, шкафчики на кухне открыла, все пусто, дети (близняшки) в саду, муж на работе, полгода не платили. Что варить на ужин?... Вдруг, слышу, к дому кто-то подъехал, заходит дядя мужа, привез нам картошки, муки, домашней тушенки, сахару, круп каких-то. Я заплакала.... Вот, и такое было! " ( Irinka ).