Попал в очень странный храм. Теперь побаиваюсь буддизма

История появления буддизма в двух предложениях: в стародавние времена сын царя, выросший в идеальных условиях дворца, случайно столкнулся с ужасами реального мира. Пережив шок, он ушел в лес, чтобы осознать роль страданий в жизни и, поняв истину во время медитации под деревом, следующие 45 лет жизни учил людей, отказываясь от мирских страстей и находя баланс и спокойствие в медитации.

Все просто и понятно. Никаких драконов, восьмируких женщин и крылатых людей с мечами.

Мне всегда нравился концепт этого учения. По сути буддизм - это единственная из основных мировых религий, которая дает возможность достигнуть блаженного состояния еще при жизни. Не после того как ты, прожив покорную жизнь и подставляя вторую щеку, попадешь на небеса, где за тебя решит апостол, гореть ли тебе или пировать. Буддизм позволяет, по крайней мере в теории, самостоятельно достигнуть божественного состояния Нирваны. В этом его огромный плюс.

Однако, путешествуя по азиатским странам, я столкнулся с различными ответвлениями и местными формами буддизма, в которых все уже совсем не так оптимистично. Сначала это было знакомство с 18 кругами буддийского ада в храме Линь Фуок во Вьетнаме (вот моя статья об этом).

Вторым неприятным опытом стало посещение монастыря Брахмавихара Арама. Здесь философию буддизма плотно замешали с местным индуистским пантеоном, создав угрожающее и в то же время мощное по энергетике пространство, подобного которому я давно не встречал. И даже не будучи особо склонным к религиозному благоговению, здесь я почувствовал себя некомфортно.

Еще со входа стало понятно, что буддийский храм на индуистском острове Бали будет совсем не похож на храмы этой религии, которые мне доводилось видеть раньше на Шри-Ланке, в Таиланде или Вьетнаме. Здесь тебя сразу встречают врата добра и зла, которыми просто усеян весь Бали. За воротами установлена статуя медитирующего Будды, и потом... Дракон.

Территория монастыря небольшая - от ворот быстро попадаешь к самому его сердцу - невысокому, но большому по площади храму из темно-серого камня. Крышу его украшают ступы и расположенные по периметру статуи Будды. Окружающая здание яркая тропическая зелень создает очень сильный контраст, из-за чего постройка выглядит мрачно и неуместно, но при этом очень мощно. Скопление черноты, захватившее пятачок посреди зелени и не собирающееся уходить.

Вход в здание стерегут какие-то существа из индуистской мифологии. И выглядят они ну очень впечатляюще! Загадочные выражения лиц, человечек на голове - как будто пилот большого робота, неприветливые позы - все это как будто молчаливо предостерегает тебя от входа в храм, и фантазия создает картинку, где стоит тебе перешагнуть порог, как эти многорукие статуи оживут в секунду и нашинкуют тебя на части.

Собравшись с духом, я все же шагнул в черноту, охраняемую индуистскими стражами. И попасть в зал, который своими барельефами навсегда отбил у меня желание посещать буддийские храмы в не буддийских странах.

Посещение вьетнамско-буддийского ада стало для меня своего рода подготовкой к тому, что предстояло увидеть здесь. Но все равно, завидев на стене первое творение, я испытал огромное желание развернуться и уйти. Из философского течения создатели храма превратили буддизм в максимально суровую религию.

Сначала идут изображения просветленного Будды под деревом, а по соседству - весьма наглядные иллюстрации того, что будет с теми, кто осмелится под деревом не сидеть. А на некоторых больших барельефах оба эти сюжета наглядно объединены - ты либо сидишь под деревом, либо получай факелом в причинное место.

Постигни мудрость в медитации или тебе подпалят стручок. Такой философии нам не нужно.

Подписывайтесь на мой сайт, чтобы не пропустить мои истории из путешествия по Азии и дневники вьетнамской самоизоляции.

Хорошего вам дня и крепкого здоровья!


Благодаря чему родился такой сложный сюжет? На этот вопрос оказался удивительно легкий ответ. В моей голове часто возникают интересные идеи,...
ОДКБ 2022 года – это результат колоссальных многолетних совместных усилий шести государств – членов организации, пишет Рашид Алимов, генера...
На Ленинградском вокзале в Москве удивительно мало народу. Так нет китайцев, замечает коллега, ты посмотри - ни одного! И правда, в этот веч...