Люблю Пелевина. Его романы всегда актуальны. Сюжеты неизбиты, полны неожиданных поворотов. Начнешь читать – не оторвешься.
Но не могу сказать, что я согласна со всеми его идеями. Например, мне претит его отношение к женщине, как к существу целиком и полностью зависящему от мужчины.
Возьмем для примера его роман «Тайные виды на гору Фудзи».
Сюжет в двух словах: олигархи, собравшись на яхте, нанимают буддийских монахов и под их началом переходят от одного состояния просветления к другому, от низших уровней осознания к высшим. Технические детали не важны.
Затем они нарушают условия договора и монахи лишают их состояния блаженства. Но и вернуться к прежней жизни олигархи не могут, т.к. ничего больше не вызывает в их душе эмоционального отклика. Они застревают в той точке осознания, где нет ни радости бытия, ни безмятежности, ни полной отрешённости от человеческих соблазнов.
Параллельно с этим развивается сюжетная линия с женщиной Таней, бывшей содержанкой, в которую когда-то был влюблён один из упомянутых выше миллионеров (Фёдор).
Таня хочет денег, власти над мужчинами и замуж за Фёдора. Но она старая, толстая и никому не нужна.
Таня вступает в эзотерическую группу феминисток, где её обучают технологиям порабощения мужчин.
В финале Татьяна, достигшая состояния могущества, находит Фёдора и женит несчастного на себе.
У меня вопрос. Зачем прекрасной, умной, мужественной женщине нужен ничтожный Федя, который и миллионером-то стал только потому, что вовремя попался на глаза одному из сильных мира сего и хорошо справился с ролью мальчика на побегушках?
Неужели по мнению Пелевина, единственной мечтой женщины, достигшей абсолютного могущества, является мужчина? Ей больше нечем заняться, кроме как постоянно удерживать его возле себя, тратя на это все силы?
Существует много вариантов самореализации для женщины: в политике, в искусстве, в социальной сфере.
Если уж она так сильно поумнела, так почему бы не зарабатывать самой? Или родить детей, создать полноценную семью. Заняться бизнесом или благотворительностью. Спасать планету, наконец. Она же теперь не просто женщина, а одна из немногих самых совершенных и сильных женщин на Земле!
Но – нет. Таня хочет только денег и использует нелюбимого Федю исключительно как источник материальных благ. Причем, делает это как-то мстительно и мелочно.
Я разочарована. Содержанка так и осталась содержанкой.
Единственное, чего она достигла - способность маскировать свое располневшее тело, поворачиваясь в профиль под нужным углом.
По-моему, улитки Пелевина не приблизилась к вершине ни на дюйм. Что Федор, что Таня, остались на том же уровне, с которого начинается роман. Она всю свою жизнь вела охоту на мужчин и не видно этой охоте конца. А Федя, даже побывав на вершине Фудзи, остался всё тем же лохом, извините.
Дело даже не в Пелевине. Но я не могу вспомнить ни одного по-настоящему хорошего русского романа, где женщина была бы занята чем-нибудь, кроме как охотой на мужчину. Этой женской сверхидее подчинены жизни всех героинь, начиная с Татьяны Лариной, Настасьи Филипповны, Ларисы Огудаловой и заканчивая современной пелевинской Татьяной.
Неужели действительно смысл жизни женщины в мужчине? Так же, как жизнь Кощея в игле, а игла в яйце?
P.S. На фото писатель Виктор Пилевин.