Эйлат - главный израильский курорт на Красном море и важные морские ворота страны в Азию. Город молодой, основанный в 1949 году, сразу после провозглашения независимости Израиля и построенный с нуля. Раньше на этом месте был османский полицейский пост Умм-Раш-Раш и несколько кособоких домиков бедуинов и вокруг лишь море и горы. Исходя из резолюции ООН о создании Израиля, небольшой кусок побережья должен был войти в состав будущего государства. Но арабские страны были против (территория Израиля в районе Эйлата "отрезала" Египет от Иордании и Саудовской Аравии) и могли захватить этот район, добившись в итоге перемирия на их условиях, лишив Израиля выхода в Красное море.
10 марта 1949 несколько грузовиков с бойцами бригады "Негев" смогли доехать из Тель-Авива до Красного моря по абсолютному бездорожью пустыни Негев и подняли там израильский флаг. Существует легенда, что флага у бойцов не было, так они нашли простыню и нарисовали на ней звезду Давида. В честь этого события в Эйлате был возведен монумент, взгляните ниже. Там солдаты поднимающие флаг и рядом тот самый заброшенный оттоманский полицейский пост Умм-Раш-Раш.
В дальнейшем Эйлат превратился в 50-тысячный приморский городок с отелями, пляжами, морским портом с нефтяным терминалом и небольшим аэропортом. Первые десятилетия существования Израиля город стремительно развивался и застраивался - круглогодичный теплый курорт с кристально чистым Красным морем привлекал жителей центра страны. Тем более, что в те времена бюджетные авиалинии не существовали, а сам Израиль был в состоянии войны со всеми его соседями. Съездить в Эйлат для израильтян было чем-то вроде покорения Северного полюса, эдакой романтикой. Все же 6-7 часов через пустыню к морю воспринималось как серьезное приключение.
Но географическое положение Эйлата, расположенного между враждебными Египтом и Иорданией (мир с Египтом заключили лишь в 1977, а с Иорданией в 1994) сказалось на городе. Всего 12 километров побережья и непосредственная близость к вражеским государствам с риском войны в любой момент делало Эйлат не самым надежным местом для крупных инвестиций. Отдыхающий сегодня в Эйлате турист обратит внимание, что от его отеля в центре города до границы с Иорданией будет от силы 2-3 километра, а соседний иорданский город Акаба отчетливо виден и слышен. Сегодня тут мир, но совсем недавно жители Эйлата всерьез опасались, что случись нападение и если пограничники не сдержат нападающих - враг достигнет центра города за полчаса.
В итоге, Эйлат создавался на государственные дотации без всякой конкуренции и был ориентирован на отдыхающих по профсоюзной линии. Вам это ничто не напоминает? Рыночных отношений практически не было, конкуренция почти нулевая, сплошь корпоративные договоренности. Зачем эйлатским хотельерам бороться за клиента и поддерживать отели на уровне общепринятых стандартов, если у них, скажем, соглашения с десятками заводов и половиной муниципалитетов страны о том, что те каждый год отправляют на отдых тысячи своих работников? Также не существовало сколько-нибудь достойной инфраструктуры отдыха. Случайный же турист, оказавшийся в Эйлате и ищущий место для ночлега, как правило, обивал пороги гостиниц и везде слышал насмешливое "Мест нет".
Мирные договоры с Египтом и Иорданией сильно изменили ситуацию в Эйлате. Появились первые иностранные туристы, в аэропорт Эйлата начали летать чартеры из Европы и бывшего СССР, пришли инвестиции, стали строиться новые гостиницы и места развлечений и отдыха. Я вам скажу так, что прожив почти 30 лет в Израиле, ни разу не приезжал в Эйлат на отдых, а лишь был в нем проездом по пути в Египет. Ну подумайте сами, зачем переплачивать в Эйлате за отели и рестораны, если перейдя границу в Египет все лучше, дешевле и вкуснее?
Но сейчас все поменялось. Эйлат стал намного интереснее и доступнее, надеюсь, что город и дальше будет развиваться теми же темпами.