Кто стоял за погромами в Казахстане. Общество казахстана разделилось на 3 группы, но это не жузы

«Политика мягкой силы», «дипломатия мечетей» – что это, вам знакомы эти понятия?

Как вы думаете, какое отношение это всё может иметь к событиям в Казахстане начала января? На первый взгляд – ни какой! Однако, я хочу попробовать взглянуть на них немного по другому и попытаюсь найти взаимосвязь. Для этого сначала приведу ряд цифр, чтобы понять, как изменился Казахстан за последние десятилетия.

В момент распада Советского Союза на территории Казахстана было 68 мечетей. Последующие годы их количество активно росло и на сегодняшний день функционирует 2713 мечети и 411 молельные комнаты. Только представьте масштабы строительства за 30 лет!
Самая большая мечеть Казахстана - Хазрет Султан в Астане. Построенная в 2012 году. Фото Яндекс картинки.

Правда я должна разочаровать россиян, у нас количество мечетей уже давно перевалило за 8 тысяч, но об этом как нибудь в другой раз...

Вернёмся:

Получается, 1 мечеть на 5 660 человек (от общей численности населения страны). Больше всего мечетей на юге: Шымкенте и Туркестанской области, не мало их и в Алматинской, меньше всего в Мангистауской. По количеству мечетей на десять тысяч человек, разница между двумя этими регионами достигает в 12 раз.

А теперь вспомните, где именно начались волнения в Казахстане?! Правильно, в Жанаозене, Мангистауской области. Однако, они как начались, так и закончились, основываясь на правомерных социально-экономических требованиях. Дальше весь сыр-бор подхватили регионы, в которых мечетей больше всего и, соответственно, доля радикально настроенных граждан также в разы больше.

Погромы в Алмате. Фото Яндекс картинки.

Но почему так? На каких основаниях я смею утверждать, что от количества мечетей в регионе может зависеть такая нездоровая активность населения, вплоть до погромов и захвата административных знаний?!

В начале статьи я обратила ваше внимание на «политику мягкой силы». В современном мире это стало довольно распространенным приёмом, направленным на мягкое, не заметное влияние на внутренние дела стран, особенно на постсоветском пространстве, но не только.

В большинстве своём оказывается экономическая поддержка различных слабо-развитых сфер, развиваются совместные социально значимые программы в сфере образования на всех уровнях, культуры, медицины, науки, а также поддерживаются местные религиозные организации, в том числе – финансируется строительство культовых построек.

Если речь идёт, как в нашем случае, о странах Центральной Азии, то строительство мечетей, медресе, восстановлении исторических центров и проведении исследований на их основе. В частности, это происходит за счёт благотворительных фондов из Саудовской Аравии, Турции и Катара.
Мечеть Нур-Астана, в Астане. Её строительство осуществлялось за счёт средств правительства Катара. Фото Яндекс картинки.

В то же время такая благотворительная деятельность не только преследует цель создания условий для совершения мусульманами молитв, но и часто бросает вызов основным положениям и принципам местного ислама, сформировавшегося в той или иной стране. Эту связанную с мечетями политику эксперты называют «дипломатией мечетей».

Незаметно, ненавязчиво воспитанные в стенах «новых мечетей» мусульмане начинают считать себя «истинными мусульманами», а тех, кто исповедует веру в рамках традиционного для этих стран течения – отступниками от раннего, «чистого» ислама.

Первоначально, в период становления нового свободного государства, многие молодые люди активно выезжали на обучение основам ислама в страны Аравийского полуострова и перенимали, не только нормы ислама и шариата (совершенно другого мазхаба), но и местную культуру и традиции. В связи с этим на территории Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистане и даже России: Чечни, Ингушетии, Дагестана, Башкирии, Татарстана, нашли активное распространение сторонники салафитов, вахаббитов, арабского радикального ислама, не характерного для местной мусульманской уммы (общности).

Чтобы не быть голословной, стоит только сравнить сколько за последнее время появилось «покрытых женщин» не в аутентичных национальных костюмах. Какое распространение стало получать многожёнство среди истинных мусульман.

Обратите внимание: В Казахстане сменили брусчатку на асфальт, чтобы люди, как первобытные не брали в руки камни.

Как поменялось отношение к почитанию и поминовению умерших родственников и посещению могил. Сколько раз на дню можно услышать из уст праведного мусульманина, что его собеседник кяфир (не верующий) и совершил ширк (многобожие) и др.

Если немного пояснить, то:

  • Верующие женщины могут носить любую одежу, прикрывающую таурат, в том числе, как делали наши бабушки, носить национальную, а не арабскую (хиджаб).
  • Многожёнство не было характерно для мусульман нашего региона.
  • Наши деды всегда уважали предков, посещали могилы и читали там молитвы, что считается ширком у арабов.
  • Уважающий себя и окружающих его людей верующий ни когда не позволял себе делать замечания и, тем более, выносить не обоснованные суждения на подобие «ширк» и «кяфир».
Традиционный казахский костюм для взрослой женщины, включающий в себя полное покрытие головы и таурата, ни чем не отличается по форме от хиджаба, но носит сохраняет национальны колорит. Фото Яндекс картинки.

«Политика мягкой силы» арабских стран, по мими чисто религиозных интересов, сосредоточена в Казахстане на экономике и производстве, куда вливаются, действительно огромные средства, а также на образовании и культуре.

Это не спроста!

Потому что образование также интересует их только в разрезе влияния на умы подрастающего поколения и формирования лояльного исламизированного общества. А культура, в данном случае, служит прикрытием всё тем же пантюркистским амбициям объединения всех тюркоязычных стран и создания единого тюркского мира.

Именно на этом основываются огромные финансовые вливания Турции, ОАЭ, Саудовской Аравии и других стран в современную духовную столицу всего тюркоязычного населения – город Туркестан.

Я со всем уважением отношусь к памяти великого суфия, философа и поэта Кул Кожа Ахмеда Яссоуи и несколько раз в год бываю на этой святой земле.

Однако, меня беспокоит столь активная исламизация местного населения с уходом в сторону от исконных традиций суфизма, который и принёс в Центральную Азию Кул Кожа Ахмед Яссоуи, заложившего основы современного ислама на этой территории.
Мавзолей великого суфия Кул Кожа Ахмеда Яссоуи в г. Туркестане и раскопки городища Культобе. Первоначально восстановление комплекса, исследование и раскопки финансировались Турцией. Из-за этого раскопки затянулись почти на 10 лет, они искали там что-то ценное, но не найдя, передали работы казахской стороне. Фото Яндекс картинки.

Всё чаще среди местного населения звучат высказывания, что за место того количества мечетей, которые, как грибы выросли на юге Казахстана, лучше бы были построены школы, больницы, учреждения культуры и другие общественно значимые объекты.

Опыт других стран позволяет видеть, как средства иностранных фондов и инвесторов могут быть использованы для строительства подобных объектов. Однако, этого не происходит!

И получается, что низкий образовательный и культурный уровень населения, помноженный на идеи радикального ислама в тех же мечетях, рождает активную двигательную силу протестов, в том числе, которые мы могли наблюдать в начале января.

Опять же, уточню, в Мангистауской области, где самая низкая доля мечетей на 10 000 человек, выступления носили сугубо социально-экономический характер, не переросший в политические и военные протесты. А вот там, где идеи салафизма, вахаббизма и пантюркизма уже давно нашли своё распространение, волнения были с оружием в руках и с выкриками далеко не на казахском языке.

Откуда эти радикально настроенные молодые люди?! Все ли они были переброшены из других стран? Скажу что нет, часть из них действительно осела в Казахстане, но это произошло не за один год и даже не за одно десятилетие. А часть из них – выходцы местных мечетей.

Беспорядки в Алмате, январь 2022. Фото Яндекс картинки.

Не зря, многие кто бывает на пятничном намазе в мечетях страны, могут видеть сколько молодых парней приходит на эту службу.

Таким образом, не смотря на то, что сейчас Казахстан принимает меры по пресечению распространения радикальных салафитских, вахаббитских идей среди молодёжи, за счёт:

  • открытия высших учебных духовных заведений на территории страны;
  • проверки мечетей на предмет наличия запрещённой литературы и оружия;
  • создания позитивного исторического образа казахского народа;
  • поддержки национальной культуры и традиций –
Политика мягкой силы других стран уже сыграла свою решающую роль в становлении нескольких поколений казахстанцев, впитавших чуждые местному населению ценностные и религиозные установки и ориентиры.

Казахстанское общество на сегодняшний день расколото на несколько групп:

  1. Одно из них, как раз те самые исламизированные, радикализированные националисты, которые стремятся провозгласить главенство ислама и шариата на всей территории страны, пренебрегая социальными свободами и демократическими ценностями.
  2. Другие, тоже активно продвигающие идею национализма и сепарации от других стран, особенно от России, но они отдают предпочтение развитию собственной государственности, национальной идентичности, возрождению исконно казахских традиций. А также стремятся занять прочные позиции среди тюркоязычных стран, как пример: признание за Туркестаном духовной столицы тюркского мира.
  3. И третьи, кто называет себя казахстанцем, но не казахом, сюда же могут быть отнесены и казахи по крови, но не проникшиеся идеями национального превосходства над другими народами, культурами и даже странами. Они в большей мере заинтересованы в становление правового государства, в социальной справедливости.

Как будет складываться взаимодействие этих групп, сказать сложно.

- Возможно, в какой-то момент мы будем свидетелями внутреннего раскола.
- Может быть национальные идеи возобладают и тогда Казахстан сможет на их основе стать по настоящему самостоятельным, сильным и самобытным государством, готовым к диалогу.
- Чего бы я точно не хотела и чего опасаюсь, так это исламизации общества по примеру ряда исламских государств.

В этом случае говорить о как таковой национальной идентичности казаха будет просто нельзя. А я всё-таки казашка и мне будет до слёз обидно!

На этом закончу свои рассуждения, кому было интересно ставьте лайк, подписывайтесь в раздел и делитесь своими мыслями по этому вопросу.

Другие статьи автора на эту тему:

Кто стоял за погромами в Казахстане. Общество казахстана разделилось на 3 группы, но это не жузыКазахстан потерян для Росси навсегда. Как «турецкие лицеи» переформатировали общество на постсоветском пространствеЖанка-южанка2 дня назадКто стоял за погромами в Казахстане. Общество казахстана разделилось на 3 группы, но это не жузыЧто будет с Назарбаевым и его наследием. Культ личности Первого президента Казахстана, Путину такое и не снилосьЖанка-южанка20 январяКто стоял за погромами в Казахстане. Общество казахстана разделилось на 3 группы, но это не жузыНазарбаев загнал страну в нищету. Каждый 6 Казахстанец безработный. Вскрываются новые фактыЖанка-южанка19 января

#жанка-южанка #казахстан #пантюркизм #исламисты #радикальный ислам #арабские страны #националисты #протесты #мягкая сила #казахи

Больше интересных статей здесь: География.

Источник статьи: Кто стоял за погромами в Казахстане. Общество казахстана разделилось на 3 группы, но это не жузы.




Закрыть ☒