Как мы ходили в запретное королевство Ло Монтанг. Лама сказал, если карма позволит, ты пройдёшь этот путь.

Это сейчас там пыльные дороги и запустение, а в далёком 2007 году, попасть в королевство можно было только пешком. Помню, мы преодолевали очередной 4000 перевал, когда нас нагнал молодой монах, разговорились. И в беседе, он упомянул, что в столицу королевства может попасть далеко не каждый. Если карма у путешественника плохая, местные демоны не пропустят его в город.

Как мы ходили в запретное королевство Ло Монтанг. Лама сказал, если карма позволит, ты пройдёшь этот путь.

Королевство Ло сегодня разделено на два части: Нижний Ло и Верхний Ло. Нижний Ло с административным центром в Джомсоме находится под сильным непальским влиянием. Верхний Ло со столицей Ло-Мантанг – и есть страна короля Джигме Палбар Биста (до его официального отречения от титула). Доступ в Верхний Ло был закрыт в начале 50-х годов. После захвата Тибета Китаем множество тибетцев бежало в Мустанг, землю, которая была связана с Тибетом прочными родственными и культурными узами. И сегодня в Ло есть поселения тибетских беженцев. Но кроме беженцев были еще и партизаны, которые с территории Мустанга совершали весьма эффектные рейды в Тибет. Не сумев противостоять политическому давлению Китая, правительство Непала отказало партизанам в поддержке, и граница Верхнего Ло была полностью закрыта. Изоляция продолжалась вплоть до 1991 года.

Как мы ходили в запретное королевство Ло Монтанг. Лама сказал, если карма позволит, ты пройдёшь этот путь.

Всего в восемнадцати километрах от границы с Тибетом находится столица Мустанга – Ло-Мантанг. И попасть туда можно только по древнему соляному пути, пользуясь теми же транспортными средствами, что и сотни лет назад: собственными ногами, выносливыми низкорослыми гималайскими лошадьми и вьючными яками. Когда-то в течение нескольких веков путь вдоль русла реки Кали-Гандаки был единственным надежным транспортным коридором из Тибета и Китая в Непал и Индию. И богатство Мустанга, равно как и политическое влияние строилось на транс-гималайской торговле. Все основные города и поселения Мустанга, как и разрушенные крепости и заброшенные деревни, расположены цепочкой по этому пути.

Как мы ходили в запретное королевство Ло Монтанг. Лама сказал, если карма позволит, ты пройдёшь этот путь.

Путь в Ло-Мантанг начинается в Кагбени. Город Кагбени на границе Верхнего Ло - своеобразный контрольно-пропускной пункт перед вступлением на землю «запретного королевства». Здесь заканчивается влияние индуистской культуры Непала и начинается тибетский мир. Но Мустанг – это не часть Тибета, оказавшаяся включенной в границы Непала. Королевство Ло обрело свою независимость от Тибета в середине 15 века и с тех пор, несмотря на длительный период войн, переход под управление Непала в конце 18 века, не теряло своей государственности.

В Мустанге говорят и пишут на тибетском языке. Этнически ло-па, народность составляющая большинство жителей Мустанга, относится к тибетцам. Деятельные и доброжелательные, спокойные и выносливые – ло-па ничуть не выглядят как народ уходящей эпохи. В сложных условиях для выживания они сохраняют интерес к жизни до старости, приветствуя каждый наступивший день. Земледельцы, кочевники-животноводы, торговцы, готовые двигаться и работать, ценящие ум и остроумие – такими описал ло-па в 1964 году Мишель Пессель, единственный из европейцев за долгие годы изоляции попавший в Мустанг и проведший там несколько месяцев. Такие ло-па и до сих пор, несмотря на то, что чоба, национальную одежду, идеально приспособленную для местного климата, сменили китайские куртки и штаны.

Как мы ходили в запретное королевство Ло Монтанг. Лама сказал, если карма позволит, ты пройдёшь этот путь.

Основа культуры Мустанга – религия. Тибетский буддизм или, как его называют иначе, ламаизм линии Са-скья-па. Но у буддизма в Ло не такие глубокие корни, как может показаться. Древняя религия Бон, пришедшая в Тибет и сопредельные страны из Ирана, оставила в Ло не только разрушенные святилища и пару небольших монастырей. Следы древнего культа есть и в представлении ло-па об устройстве мира – вам назовут восемьдесят шесть демонов, угрожающих человеку, особенно по ночам. Сейчас в Ло практикуют Белый Бон – соединение древнего учения и буддистских традиций. С религией Бон связывают магические ритуалы, а с черной линией и жертвоприношения, но изначально это было мощное вероучение, идущие от почитания бога Митры, бога Света, соединяющее мужское и женское начало в мироздании. Религия Бон требовала от своих последователей активных действий в соответствии с верой, в отличие от буддизма, который показывал путь к уходу от мира с его соблазнами.

В Мустанге сохранились следы пещерных поселений, в некоторых из них когда-то жили монахи, некоторые возможно служили убежищами во время военных столкновений.

Как мы ходили в запретное королевство Ло Монтанг. Лама сказал, если карма позволит, ты пройдёшь этот путь.
Как мы ходили в запретное королевство Ло Монтанг. Лама сказал, если карма позволит, ты пройдёшь этот путь.

Мустанг давно уже не является процветающим торговым путем. Уцелевший уголок западной тибетской культуры, живущий по своим внутренним законам. На фоне величественных горных складок, почти лишенных растительности, следы жизнедеятельности человека смотрятся небольшими яркими пятнами: выкрашенные красным и охрой чортены, буддистские святилища, белые стены глинобитных домов, красные стены монастырей. Красный и охра - те цвета, которые хорошо видны на дальних расстояниях. Путешествие из одной деревни в другую в Мустанге и сегодня не просто, особенно при плохой погоде. Цветные чортены служат еще и ориентирами для путешественников. Именно поэтому одежды монахов красного цвета – их видно издали.