Сегодня поговорим о женщинах. Все-таки 8 марта - Женский День. Я долго думал, чем можно порадовать женскую половину человечества участием слабого пола в различных тайных обществах или мистериях, но потом решил ограничиться темой, более или менее понятной всем без лишних комментариев.
Итак, Охота на ведьм... Ведь каждая женщина по природе своей немного ведьма (по-крайней мере для нас, мужчин) и никогда не знаешь точно, какого колдовства от нее ждать: доброго или злого. Поэтому я не погрешу против истины, если скажу, что каждый мужчина в своей жизни нет-нет, а посвятил какое-то время охоте на ведьм. С разным успехом. Некоторым удается приручить, овладеть или даже удержать рядом с собой такую ведьму, некоторым нет. Вот у меня дома тоже парочка домашних ведьмочек имеется. Уже почти ручных. Но все-равно, нет-нет, а клыки и свой норов они все равно временами демонстрируют.
Думаю, что так было всегда, потому что первые законодательные акты, направленные против женского колдовства содержатся еще в законах Хаммураппи. А это, извините, 2000 лет назад. Законы Римской империи карали за колдовство по мере его вредоносности наряду с прямым физическим увечьем. Если нанесший вред колдовством не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено такое же увечье.
Законы эти применялись в основном к вакханалиям. Изначально вакханалия считалась проявлением религиозных чувств и являл собой мистерию в честь бога виноделия Диониса. В античный Рим это празднество пришло с востока, где оно было приурочено к традиционному завершению сбора винограда и переработки его в молодое вино. Что-то вроде празднования Божоле во Франции. Но затем оно приобрело своеобразные черты. Первоначально вакханалия проводилась тайно, под покровом ночи и посещали ее одни лишь женщины. Позже на эту церемонию зачастили мужчины,питающие слабость к женщинам и к вину, а сами торжества все больше стали напоминать оргии, сопровождалось неумеренным употреблением вина диким кутежом, насилием и разным непотребством. Апогеем всего этого безобразия стало то, что на этих празднествах начали плестись тайные заговоры и создаваться революционные союзы. Постепенно у людей негативные события, происходящие в Риме стали ассоциироваться с "вакханалией". Поэтому имперские власти начали борьбу с вакханалиями не просто как с вредными религиозными или общественными практиками, но как со своего рода тайными революционными организациями. В 186 году до н. э. по всей Италии была проведена масштабная репрессивная кампания против участников вакханалий. Несмотря на это, вакханалии как запрещенные законом собрания римские власти не могли уничтожить еще очень долгое время.
Вышедшее из подполья в начале прошлого тысячелетия христианство среди прочих инноваций общественной жизни принесло и идею первородного греха женщин, идущей от известного всем мифа о грехопадении Адама и Евы в Райском саду. А инициатором этого грехопадения - была именно Ева. Поэтому средневековые схоласты очень подозрительно относились к женскому началу вообще и женщинам в частности. В законодательстве самых «темных» веков наступившего Средневековья то предусматривались наказания для обвиняемых в ведовстве, то запрещалось их преследование. Особо в этой связи я бы хотел отметить распоряжение Карла Великого, который в VIII веке воспретил под страхом смерти в недавно обращенной в христианство Саксонии «языческий обычай» сожжения ведьм.
Обратите внимание: Все о охоте на гуся, наша любимая охота и все ее прелести.
В решениях церковных соборов X в. указывалось, что убеждение некоторых женщин, будто они летали на шабаш, есть следствие происков сатаны, и доверие к таким рассказам равносильно впадению в ересь.Однако позже положение дел существенно изменилось. Ситуацию взорвал случай, произошедший в 1324 году в далекой Ирландии. Уроженка города Киленни некая Алиса Кителер вошла в мировую историю как первая жертва развернувшейся в мире охоты на ведьм. Алиса происходила из знатной, состоятельной семьи и была не бедной женщиной. Однако в личной жизни ее преследовали неудачи. Она была замужем трижды и каждый раз ее супруг отходил в мир иной от разных хворей. К слову сказать, все ее покойные мужья завещали ей все свое движимое и недвижимое имущество. И это обстоятельство, вкупе с завистью окружающих, сделало ее уже после смерти второго мужа объектом пристального внимания судебных властей, Но никаких улик не было.
В конце концов пасынки Алисы от разных мужей начали ей угрожать. Они требовали, чтобы женщина отдала все свое унаследованное от их отцов богатство им. В противном случае, они обещали, что сдадут ее властям и дадут показания в ее причастности к смерти их родителей. Якобы она специально поила их зельем, которое ухудшало здоровье мужей, с целью завладеть имуществом. Началось следствие. Но то ли суд не нашел веских доказательств вины Алисы, то ли у нее оказались влиятельные покровители в местном обществе - процесс имел все шансы рассыпаться, Однако же, сделать этому не дал произойти новый персонаж нашей драмы.
Преподобный клирик Ричард Ледреде в это время был назначен одним из епископов в Ирландии. Новая метла решила вымести весь старый сор. Новоприбывший предстоятель стал читать проповеди, в которых обличал местных прихожан во всех смертных грехах - в блуде, пьянстве, нарушении церковного устава и гражданских законов. И именно он увидел в обвинении пасынков Алисы Кителер прекрасную возможность прибегнуть к обвинению в колдовстве.
Судебный процесс против Алисы Кителер получил новый импульс. Теперь, согласно версии епископа, явленной обескураженным обывателям, в городе Киленни действовала не одна, а целая группа ведьм (тайная организация) во главе с Алисой Кителер. В вину им ставился отказ от христианской веры, принесение в жертву демонам животных и птиц, обращение за советом к дьяволу, осквернение церквей под покровом ночи и много чего еще, о чем нет места сейчас говорить. Отмечу лишь, что подозреваемым в вину вменялось в том числе перемещение по воздуху на метлах.
В общем, на фоне всех этих обвинений изначальный состав ее преступления - предумышленное убийство мужей с целью завладения их имуществом выглядел весьма блекло. В качестве обвиняемых в участии в тайной организации ведьм были арестованы служанки Алисы и один из ее сыновей - всего 12 человек. Саму Алису в силу ее высокого статуса не посмели арестовать без очевидных доказательств и она смогла уехать в Дублин, где начала хлопотать о прекращении дела.
Преподобный же Ледреде с удвоенной энергией продолжал следствие. В итоге одна из служанок по имени Петронила де Мит под пытками созналась во всех грехах, которые инкриминировал ей епископ. Однако, жизнь несчастной это не спасло. Несчастная Петронила была лишена прав достояния и публично казнена на рыночной площади Киленни. Остальные члены тайной организации ведьм были высечены плетьми. Оказавшийся в этой компании "ведьм" сын Алисы Уильям Аутло был осужден как еретик, принудительно отправлен в паломничество в Кентербери и оплатить ремонт крыши собора в Киленни, якобы разрушенной ведьмами. Ну а сама Алиса Кителер была осуждена заочно и, пользуясь этим, сбежала из Ирландии в Англию. Кое-кто якобы видел, что сделала она это на метле "пользуясь попутным ветром".
Казалось, инцидент был исчерпан и о нем можно было бы забыть. Но он стал прецедентом для целой серии подобных же процессов, которые вылились в настоящую общеевропейскую истерию, получившую название "Охоты на ведьм".
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Охота на ведьм.