Вспышки безумия. Как Татарстан борется с бешенством и бюрократией

В регионе наблюдается новый всплеск заболеваемости, во многом из-за изменений в законодательстве, касающихся отстрела опасных диких животных

В Татарстане вновь регистрируются вспышки бешенства среди диких животных, а изменения в федеральном законодательстве все больше затрудняют профилактику и контроль.

Биологи Татарстана крайне обеспокоены ростом заболеваемости бешенством в регионе после нескольких лет относительного затишья. Они отмечают, что с начала года в Татарстане семь раз вводились карантинные мероприятия в различных регионах, однако благодаря своевременно принятым профилактическим мерам в 2023–2024 годах такие мероприятия не проводились.

Последний пик заболеваемости бешенством в регионе пришёлся на 2015 год, когда в Татарстане было отловлено и уничтожено 145 опасных животных, в основном лисиц. С 2015 года ситуация взята под контроль: охота проводится ежегодно, а охотой на лис занимаются энтузиасты, получая за это небольшое, пусть и скромное, вознаграждение. Простая вакцинация лесов Татарстана не гарантирует полной защиты от бешенства; охватить все участки обширных лесных массивов также невозможно.

В результате в 2022 году было добыто 8137 лис, а в 2023 году – 7588. Бешенство было практически полностью взято под контроль, хотя были отдельные случаи, но карантин в регионах фактически не вводился. Однако в 2024 году Минприроды России внесло поправки в закон, регулирующий численность охотничьих ресурсов во всех регионах страны. С этого момента в Татарстане охота на лис стала возможной только при подтверждении их заражения. Это повлекло за собой огромную бюрократическую процедуру и заняло так много времени, что бешенство бесконтрольно распространилось по региону. В результате в 2024 году было добыто всего 4600 лис. Данные за 2025 год в настоящее время недоступны.

Сотрудники Комитета по биологическим ресурсам получают жалобы от охотничьих хозяйств, поскольку охота на лис в настоящее время занимает много времени из-за волокиты между обслуживающими ведомствами.

Обратите внимание: Запрет на охоту и выплаты за пироманов. Забайкалье борется с пожарами.

До 2024 года численность лисиц в Татарстане поддерживалась на уровне одной особи на тысячу гектаров. В случае превышения численности применяются комплексные меры. В настоящее время для отстрела лисиц необходимо сначала выявить заболевание животного, а затем принять решение о его забое, что требует значительных временных затрат со стороны всех сотрудников ответственных подразделений, включая ветеринарный отдел.

Более того, охотники во всех районах Татарстана больше не получают компенсацию за охоту на лис. Сами лисьи шкуры не представляют ценности, а других применений у этих животных мало. В результате интерес к ним со стороны населения снизился. Одного лишь энтузиазма отдельных граждан недостаточно для решения этой широко распространённой проблемы.

Эксперты отмечают, что когда-то лисий мех имел коммерческую ценность, из него изготавливали шубы и воротники. Сейчас же он мало кому нужен. В сочетании с бюрократической волокитой это дало бешенству возможность в полной мере проявить свой потенциал, что привело к введению карантинных мер, иначе ситуация была бы гораздо хуже.

Республиканский оперативный штаб по предупреждению заноса и распространения особо опасных болезней животных готовится внести в правительство России предложение по предлагаемым поправкам в законодательство. Как сообщает «Бизнес Онлайн», авторы документа предлагают восстановить понятие «предельной численности охотничьих ресурсов» и предоставить соответствующим субъектам полномочия по определению этой численности».

Напомним, в конце июля несколько детей в лагере беженцев «Нэви» в Крыму получили физические и психические травмы после нападения бешеной лисы, которая напала на людей посреди ночи, устроив настоящую бойню.

В начале 2025 года Пензенская область вошла в число регионов с наибольшей численностью лисиц. Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования региона отчиталось об охоте на лис в 2024 году, направленной на предотвращение распространения бешенства.

В конце декабря 2024 года власти Удмуртии начали принимать меры по борьбе с ростом численности волков, лис и бобров, которые начали оказывать негативное влияние на сельское хозяйство и фермерство.

Ранее Саратовская область предлагала исключить шакалов из Красной книги и увеличить вознаграждение охотникам за отстрел лис.

Кроме того, в Калмыкии егеря начали контролировать популяции лис, шакалов и волков, чтобы обеспечить безопасность животных и помочь животноводам поддерживать максимальную безопасность своих ферм.

Читайте также эту тему:

Безумная Россия. Хватит ли у нас лекарств для борьбы с этой опасной болезнью

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Вспышки безумия. Как Татарстан борется с бешенством и бюрократией.


Привет, друзья! На этот раз Я хотел бы поговорить с Вами о таком интересном грызуне как заяц-русак. Охота на зайца очень увлекательна и инте...
Российский охотник и член охотничьего клуба Дмитрий Федотов находится всего в одном шаге от охоты на всемирно известную «большую ...
Поймать большой улов без усилий сегодня на Волге не получится. Если раньше рыба ловилась быстро и на все приманки, то от прежней легкости не...