Бесперспективная деревня, бесперспективное село, бесперспективный поселок, потом бесперспективный город, бесперспективная область, и, наконец страна?
Недавно я рассказывал про свои впечатления от визита на Псковщину и меня крайне расстроили увиденное там. В какой - то момент я подумал, что причина исключительно в не очень благоприятном расположении региона. Но дело не в этом.
Перенесемся на полтысячи километров южнее, на самую границу Тульщины и Орловщины, в те места, где начинается плодородное черноземье нашей страны, где нет глухих лесов, топких болот, а вокруг только бескрайние поля, перелески и широколиственные леса.
Городок Арсеньево в сотне километров от Тулы и столько же от Орла. Своим появлением этот провинциальный городок обязан железным дорогам Российской Империи.
В 1897 году через эти места прошла новая ветка Рязано-Уральской железной дороги, соединившая Смоленск и Мичуринск. И на этом месте возник небольшой станционный поселок - Арсеньев.
Железная дорога вдохнула вторую жизнь в многочисленные деревни вдоль нее и вновь оживив торговые пути.
"Железка" в этом районе была построена силами женщин - отходниц из села Манаенки, слава о труде и сноровке которых была столь велика, что знаменитый князь С.С. Гагарин построил для них в Плавске благоустроенное общежитие – “Дом мананок”.
Поселок при маленькой железнодорожной станции быстро развивался и в 1924 году он уже стал районным центром в Тульской области.
Население поселка также стремительно росло и в 1989 году достигло почти 6 000 человек.
Появился хлебзавод, маслозавод, а в начале 1960-х появился даже мясокомбинат и у поселка были все предпосылки для превращения его в региональный центр перерабатывающей промышленности.
Уже после войны, в начале 1960-х годов недалеко от Арсеньева появилась засекреченная военная база - Тула-50, на которой хранился ядерный арсенал РВСН МО СССР и к ней протянули от станции Арсеньево выделенную ветку.
А, впрочем, своей медленной гибелью и бесперспективностью Арсеньев также обязан Российским Железным Дорогам.
Пассажирское движение на этой заповедной дороге пропало не сразу. Оно исчезало постепенно, примерно с середины 1990-х. В те далекие годы еще ходил легендарный пассажирский поезд Смоленск - Мичуринск, не считая многочисленных пригородных поездов.
После расформирование Тулы-50 в конце 1990-х ветку от Арсеньево до базы хранения РВСН местные жители быстро растащили на металлолом и пропала потребность в перевозке стратегических военных грузах. На Белев сквозное движение прекратилось в начале 2000-х и оставалось одно направление на Горбачево.
К концу 2000-х поселок Арсеньево оказался окончательно отрезан от соседей по железной дороге. Старая заповедная железная дорога оказалась не нужна вымирающему губернскому захолустью.
Дальше было самое интересное - в 2008 году станция приказом РЖД закрылась для пассажирского движения.
С того момента осталось редкое исчезающее грузовое движение с вывозом грузов несколько раз в неделю на Горбачево.
И уже в 2011-2012 году РЖД закрывает участок Горбачево - Арсеньево на капитальный ремонт пути и заменяет рельсошпальную решетку с деревянной на бетонную. Зачем капитальный ремонт малодеятельной ветке, которая дышит на ладан? Можно только предполагать.
Движение после капитального ремонта уже не открылось, как и ожидалось, и станция официально перешла в разряд законсервированной, как и многие другие на этой ветке.
Хотя, самое не в этом. При все этом, участок железной дороги Горбачево - Арсеньево РЖД не дало закрыть Министерство Обороны как стратегический. По всем документам он остается действующим по настоящее время.
По документам у Министерства Обороны в Славном (бывший Тула-50) находится разграбленный и растащенный законсервированный учебный центр 12 Главного Управления Министерства Обороны РФ (того самого, которое отвечает за ядерный арсенал нашей страны). Правда военные не в курсе, что подъездные пути к бывшей базе уже лет 15 назад сдали в лом, а саму насыпь растащили и просека уже заросла.
Сейчас из Горбачево в Арсеньево даже можно формально отправить поезд и груз, но принять его здесь в Арсеньево будет некому. Станция на консервации, дежурства не ведутся, ЭЦ выключена. Смешнее только в КВН.
Участь самого поселка тоже незавидная. Магазинчики позакрывались, население разбежалось и уменьшилось до 4000 человек. В 2018 году закрылся даже мясоперерабатывающий завод.
Культурные объекты в поселке также пришли в упадок – усадьба помещика Маслова в д.Хлопово (XIX в.), описанная И.С. Тургеневым в “Записках охотника”, здание земской школы в д. Рахлеево (1916).
Тоже самое относится и к красивейшему зданию железнодорожного вокзала (1897), видевшее на своем веку многое. Но, безусловно, никак не ожидавшее, как и основатель станции Арсеньев, каким унылым, безрадостным и, увы, бесперспективным будет его настоящее и будущее…
Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!