Серый хищник на фото. Изображение из открытых источников.
Владимир Сурков, один из самых опытных охотников Баргузинского района в Бурятии, посвятил тайге несколько десятилетий своей жизни. В молодости он проводил в лесу по полгода и больше: охотился, обустраивал зимовья, собирал дары природы. Интересно, что в советское время промысловики, помимо плана по пушнине, должны были сдавать ещё и дикоросы — ягоды, орехи, грибы.
Более 45 лет в тайге. Фотография из личного архива Владимира Суркова.
Владимир Семёнович родился в глухой баунтовской тайге, в посёлке Окунёво. Когда ему было три года, родители переехали, а мальчик остался с дедом и бабушкой. Он вырос среди эвенков — прирождённых охотников, научился их языку, езде на оленях. Своё первое ружьё, «тозовку», он получил в семь лет от деда, известного волчатника. Первой добычей стали белки, шкурки которых сдавали государству. Сейчас Владимиру 74 года, 45 из которых он провёл в лесу, хотя сейчас уже чаще бывает дома.
Чай у зимовья. Фото из архива Владимира Суркова.
Мальчишка рос среди эвенков – охотников, быстро научился говорить по – ихнему, ездить на оленях. Первое ружье - «тозовку» внуку на семилетие подарил дед Николай Прокопьевич Коротаев, известный охотник- волчатник. Первыми трофеями стали белки, которых сдавали в «Заготпушнину». Сегодня Владимиру Суркову 74 года, из них 45 лет провел в тайге, хотя сейчас большую часть времени проводит уже дома.
Красавицу Тамару Владимир приметил ещё при поступлении в лесотехникум. Фото из архива семьи Сурковых.
Старинный способ охоты: ледяная ловушка
Владимир Семёнович поделился секретом старинного промысла, который стал основой для многих охотничьих баек и анекдотов.
В Сибири волков часто добывали с помощью специальных ям-ловушек, которые готовили ещё летом. Этот метод иногда называют «охотой на ледышку». Хитроумная западня начинала работать с первыми морозами и была эффективна до самой весенней оттепели. Главное её преимущество — экономия драгоценных патронов. В таёжной глуши порох и картечь ценились на вес золота, и за них расплачивались шкурками соболя.
Владимир Сурков. Фото Бориса Слепнева.
Для успешного промысла нужно было подготовить 10-15 ловчих ям глубиной около двух-двух с половиной метров.
Обратите внимание: Магазины снаряжения для подводной охоты в России и в Украине.
Только представьте, какой это был титанический труд — выкопать столько ям среди корней деревьев. Становится понятно, почему промысловики задерживались в тайге после сезона — они готовили ловушки на будущий год.Как работала ловушка
— С первыми заморозками края ямы начинали заливать водой так, чтобы по периметру образовался тонкий ледяной козырёк, — объясняет Сурков. — В этот лёд вмораживали кусок мяса. Приваду охотники заготавливали с осени, иногда для этого отстреливали бродячих собак.
Таёжное зимовье. Фото Бориса Слепнева.
Найти приманку волку часто помогали вороны. Говорят, в тайге эти птицы и серые хищники работают в своеобразном тандеме. Увидев с высоты мясо, ворона начинает каркать особым образом, и волк, уловив этот сигнал, мчится к добыче за многие километры.
Увидев лакомый кусок, зверь уже не отступится, он будет тянуться из последних сил, чтобы его достать. Это и подводит волка: потеряв на секунду бдительность, он сваливается в ледовую ловушку, выбраться из которой нет ни единого шанса.
Попав в яму, волк отчаянно пытается вырваться, бросаясь на гладкие, обледенелые стены, но всё тщетно. Выбившись из сил, он затихает, но не смиряется. Иногда в ту же яму попадали зайцы или даже небольшие копытные. И что удивительно: в заточении волк не решался напасть на потенциальную жертву, которую в обычных условиях не пощадил бы.
Другие подробности из жизни промысловика можно прочитать здесь
Вечер в Баргузинской тайге. Фото Бориса Слепнева.
Анекдот, навеянный промыслом
А теперь, собственно, один из вариантов популярного анекдота.
Попали в яму волк, лиса и свинья. Лиса смотрит на свинью и думает: «Мясо есть, сколько-нибудь продержимся, а там, глядишь, и выкарабкаемся…» Волк посмотрел на свинью: «Мясо есть…» Посмотрел на лису: «Баба есть… Жить можно!» Свинья посмотрела на обоих и говорит: «Ну, мне тут делать нечего. Давайте хоть спою, что ли…» Все согласились. Как свинья поёт — не знали ни лиса, ни волк. А хрюшка как завизжит! Охотники услышали — прибежали, волка и лису убили. Последняя мысль в угасающем сознании волка: «Мясо было… Тёлка была… Но, чёрт, шоу захотелось!..»
Понравился материал - ставим лайк, подписываемся в раздел «Планета Сибирь»
Возможно, вы пропустили другие интересные материалы:
Пошел с тофаларами на охоту
Охотник-лилипут по прозвищу Громила.
Отшельники назвали дочь в честь оленухи, спасшей им жизнь.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Попали в яму волк, коза и заяц. Промысловик рассказывает о способе такой охоты.