Мракобесие Средневековья и первая ведьма Изумрудного Острова…

Сегодня будет занятная история из славной Ирландии с главной героиней Элис Кителер. Дело которой является первым подробным и документальным судебным процессом против ведьм этой страны. События произошли за полторы сотни лет до появления «Молота Ведьм», именно поэтому у несчастной ирландки были хоть какие-то шансы вырваться из цепких лап Церкви.

Охота

мрачная, ужасающая и кровавая, позор и проклятье Средневековья. Европу эта смрадная, с дымящимися головнями, волна захлестнула примерно в пятнадцатом веке, как только появилась подробная инструкция по выявлению «прислужниц Сатаны» в книге «Malleus Maleficārum». На кострах инквизиции заживо сгорело много тысяч невинных, запуганные люди засыпали доносами светские и церковные власти, палачи (сверяясь с «Молотом ведьм») изощрёнными пытками выбивали признания. Во главе безумия гордо стояли священники-инквизиторы.

Времена такие настали, католические прелаты стали обладать просто неконтролируемой властью. Непонятно, какую сделку с нечистивым заключили, но выше костров инквизиции бушевал пожар мракобесия, мир буквально сошел с ума.

В конце XIII — начале XIV века, когда произошла в Ирландии наша история с Элис Кителер, инквизиторы еще не лютовали. Церковь действовала с оглядкой, до абсолютной власти над жизнью человеческого стада было далёко. Средневековая Европа жила по простым и понятным законам, где не было пошатнувшихся представлений о мире.

Над всеми стоял Бог, его интересы на земле представлял уважаемый институт посредничества, в лице Церкви. Была крепка вера во Второе Пришествие Христа. Чтобы воскреснуть во плоти, нужно лишь искренне верить, жить по заповедям. А священнослужители бесчисленных монастырей корпели над органичным симбиозом античной философии с христианским богословием.

Между духовным и светским мирами пролегала чёткая граница компетенций. Несмотря на некоторые трения, сосуществование двух институтов было гармоничным, удобным для всех.

(Иллюстрация из открытых источников)

Наступил XIV век. Два мира начали медленно и верно дрейфовать в разные стороны. Если раньше обязанностью и честью любого священника были проповеди, доброе пастырское слово, подвижничество и увещевание «заблудших душ»,… то в теперь моду вошел совсем другой метод. Отлучи еретика от церкви, уничтожь его. Друг от друга стали отдаляться теология и наука. Первая считала себя единственно верной, строго наблюдала за второй. На корню изводя любые попытки инакомыслия.

Буквально за неполное столетие правила в социуме поменялись. Тихо ушёл в забвение привычный уклад жизни. Священники уже не просто считали себя посредниками в общении мирян и горних престолов, они примерили на себя духовные латы борцов с греховными позывами человечества.

Оформилась концепция:

простые люди невежественны, слабы, становятся лёгкой добычей дьявола. А некоторые из них… и оружием. Депрессию нагоняли события того века: десятилетия неурожаев и голод, кровопролитная Столетняя Война, страшная эпидемия Чёрной Смерти, засилье аристократии… Обычный люд погрузился в суеверный ужас, всё говорило о скором конце света.

В этом питательном бульоне неуверенности в завтрашнем дне кашеварили клерикалы. Подогревая блюдо первыми кострами, на которых уже стали корчиться первые жертвы их новой политики «спасения человечества». Это позже безумие выльется в планомерную охоту на ведьм, когда паника достигнет апогея.

Пока же ажиотаж только оформлялся демонологами, обвинения против «слуг сатаны» накапливались. Началом стали процессы «изгнания и отлучения» людей с физическими и психическими недостатками. Пролилась первая кровь и вспыхнули первые костры, когда распалённые апокалипсическими проповедями миряне впадали в ярость, убивая несчастных без всякого суда.

(Иллюстрация из открытых источников)

Потом настал горький час расплаты для деревенских знахарей. Церковь уже много веков мирилась с их присутствием, почти не трогала. Потому что считала их умения… безобидной магией. Даже закрывала глаза на атеизм, нежелание принадлежать христианской церкви. Но настали времена, когда знахарей начали обвинять в ереси, сговоре с дьяволом. Таких немедленно отправляли на казнь. Часто за единственного в округе травника заступались местные феодалы, сами жители деревень.

Взаимное непонимание новых правил игры между светской властью и церковниками нарастало. Последние, как в процессы борьбы с дьяволом включился Ватикан, смогли одолеть. Знахарей стали истреблять строго по закону. Устраивая долгие разбирательства. Жгли и топили не всех. Вдумчиво отсеивая от безобидных обладателей «целительского дара» — явных пособников Сатаны, заключивших с нечистым договор «на крови».

Совсем скоро и эти понятия перемешались. В «армию дьявола» стали назначать даже «бабушек с подорожником». Поиск, выявление и искоренение ведьм и колдунов стал полниться множеством увесистых трактатов, написанных демонологами монастырей и епископами. «Пособия» обобщил приор, доминиканец и инквизитор Генрих Крамер в 1486 году. Втиснув весь богатый опыт разоблачения нечистой силы в «Молот ведьм», изданный в 1487 году. Вот тут мракобесие развернулось уже в полную силу.

(Иллюстрация из открытых источников)

Начало.

До этих страшных времён было далеко в нашей… откровенно коррупционной истории. Но день 3 ноября 1324 года до сих пор помнит вся Ирландия. На главной площади города Килкенни по решению церкви была сожжена «первая ведьма» Изумрудного Острова. Её звали Петронилла де Мит, служанка богатой и влиятельной леди Элис Кителер. Вообще-то гореть должна была именно вторая… но деньги распорядились иначе.

Леди Элис Кителер родилась в богатой и влиятельной нормано-ирландской семье из Кителер-Хаус, графство Килкенни. Что она делала в детстве — неизвестно. Но, благодаря прекрасно сохранившимся материалам дела, хорошо известна её бурная личная жизнь в зрелом возрасте. Она была замужем аж четыре раза.

Первым супругом стал богатый ростовщик Уильям Аутлав. Умерев странной смертью, оставил немалое состояние безутешной вдове. Траур она носила недолго, второй раз выйдя за коллегу покойного мужа, тоже ростовщика Адама ле Блонда. Принеся в новую семью большую проблему. На леди Элис обратили пристальное внимание бывшие клиенты Уильяма Аутлава. Официально выдвинули обвинение, утверждая: вдова присвоила себе чужие деньги.

Суд встал на сторону обвинителей, назначил обыск дома. Несколько тысяч фунтов были обнаружены в хитром потайном месте подвала. Но улик против Элис не смогли собрать.

Обратите внимание: Дневник самоизоляции, День 46-й. Второй покос и первая редиска.

Леди Кителер вполне убедительно объяснила: наверняка, покойный муж отложил эту сумму на «чёрный день», не сказав ей.

(Иллюстрация из открытых источников)

Не прошло и пары лет, как Элис снова попала под недобрые взгляды всей округи. На её сына от первого брака новый супруг… переписал всё имущество и финансы. Как нетрудно догадаться, тут же преставился. И снова вдовой леди Кителер ходила недолго, выйдя замуж за крупного землевладельца Ричарда де Валля. Опять неудача… Семейное благополучие оказалось уж слишком скоротечным. Отдавший богу душу де Валль оставив Элис всё состояние, кто бы сомневался.

С четвертой свадьбой у «чёрной вдовы» сразу наметились проблемы. Мужем Кителер стал очень влиятельный и богатый сэр Джон ле Поэр, который… имел детей. В отличие от прежних супругов нашей героини. Несколько лет семья жила тихо и счастливо, пока в 1323 году сэр Джон неожиданно и серьёзно заболел. Настолько быстро, с таким неясным анамнезом, что даже врачи заподозрили нечто мистическое. Что уж говорить о самом больном и его родственниках.

Сюжет закрутился.

Сэр Джон ле Поэр начал страдать головокружениями и частыми обмороками. У него выпали все волосы и ногти, крепкий здоровяк потерял всякую способность к передвижению. Поскольку в XIV веке о радиоактивном полонии слыхом не слыхивали, а также в окрестностях поместья не были замечены русские «туристы» — сэр Джон и его дети справедливо предположили: это «чёрное колдовство».

Суд постановил провести обыск в доме, были найдены «волшебные напитки и порошки». Местный доктор авторитетно заявил: нечто подобное используют колдуны в ритуалах чёрной магии. Само собой, Элис Кителер заподозрили в убийстве прежних мужей, «похищении здоровья» у сэра Джона ле Поэра.

(Иллюстрация из открытых источников)

Но дело стремительно разваливалось. Больной столь же быстро пошёл на поправку, доктора сменили показания, местные аристократы заявили: сутяжничество затеяно с целью лишить женщину лучших земель Килкенни, её немалого состояния.

На беду леди Элис событиями в городке заинтересовался настоящий фанат своего дела — епископ Оссорийский Ричард де Ледреде. Он перебрался в Ирландию (был откровенно сослан) из Англии. Прежде немало поураганив во Франции. Привёз на Изумрудный остров тёмную славу и репутацию «помешанного». Несгибаемого борца с проявлениями «дьявольской силы».

Он уже шесть лет находился в депрессии. Став главой диоцеза Кашела и Оссори (провинция Дублина), епископ Ричард пришёл в ужас от образа жизни веселых ирландцев. Ненавидеть начал всех: мирян, монахов и священников. Епархии Лондона и Авиньона завалил гневными письмами, в которых подробно (с немалой долей фантазии) рассказывал о поголовном пьянстве, блуде, нарушениях церковного устава. Адресаты крестились и усмехались, будучи счастливы избавлением от чрезвычайно скандального де Ледрере.

Вот тут буйный епископ и наткнулся на дело леди Кителер. Оно было уже закрыто (за недостаточностью улик), отправлено в королевский архив Дублина. Но только услышав про «волшебные напитки и порошки», борец с нечистым встрепенулся. Увидев прекрасный повод вырваться на «повышение» из нищей Ирландии, наглядно показав — страна погрязла в союзе с дьяволом.

Епископ Ричард лично занялся делом. Не выезжая в Килкенни, установил: женщина стоит во главе целой группы (ковена) колдунов и еретиков графства Килкенни. Написал обвинительный акт из семи пунктов. Там утверждалось, что леди Элис отказалась от христианской веры. Его «свидетели» рассказали: колдуны под её руководством приносили в жертву демонам животных, туши раскладывали на перекрестках.

Само собой, ведьма Кителер устроила массовое производство заколдованных мазей, порошков и свечей. Тем извела своих мужей, ещё кучу народа. Имела собственного ручного инкуба-демона по имени Робин Артиссон. Ну и всякая мелочь в обвинении присутствовала: осквернение церквей, сглазы, приготовление зелий приворота, отравление колодцев и водопоев, полёты на метле и так далее.

(Иллюстрация из открытых источников)

Расследование.

По приказу епископа были задержана дюжина человек: сын Элис, все её слуги. Саму леди Кителер схватить не удалось, она спокойно уехала в Дублин под охраной нескольких рыцарей. Поселилась у богатых покровителей, которые немедленно решили поставить на место зарвавшегося епископа. Дело немедленно обжаловали, самого де Ледрере арестовали и упрятали в подвал королевского замка. Всё потому, что несгибаемый кляузник и борец с нечистым… попытался лишить леди Элис сословных прав.

Неизвестно, чем бы дело закончилось (обычно светские власти тишком морили таких упёртых мракобесов), но к епископу вовремя прибыло подкрепление: несколько францисканцев с континента, пылающие страстью сразиться со «слугами дьявола». Начали мутить округу проповедями, сорвали несколько богослужений, грозили дублинским аристократам отлучением от церкви. Леди Элис тайком растворилась в английских туманах, епископа де Ледреде (отсидевшего всего три неделе в подвале) — немедленно освободили.

Тот не угомонился, взял в оборот сына Элис Кителер, её служанок. Под жестокими пытками Петронилла де Мит оговорила хозяйку, полностью подтвердив семь пунктов обвинения. Мало того, себя назвала ведьмой. Приговор был коротким — на костёр! Пока в Дублин скакали гонцы от местного олдермена, возмущённого ходом дел… Ричард де Ледреде отказал в пересмотре приговора, немедленно приказал сжечь несчастную де Мит.

Так появилась первая жертва охоты на ведьм в Ирландии. Остальные слуги отделались поркой плетьми, сына леди Кителер отправили за решётку. В заключении Уильям Аутлав провёл несколько месяцев, повторное дело об обвинении в колдовстве — с треском развалилось. Но власти епископа хватило, чтобы отправить его в паломничество к могиле святого Томаса (Кентербери), выписать штраф и обязать отремонтировать крышу собора в Килкенни.

Собор св. Каниса в Килкении (Иллюстрация из открытых источников)

Богатый наследник немедленно всё исполнил, даже дал клятву не пропускать ни единой мессы, подавать милостыню нищим. Взял копьецо и отправился во Францию наёмничать. Саму леди Элис осудили заочно, всё-таки лишив прав на земельные владения в графстве. Под огромным нажимом нескольких епископов Англии, которые усмотрели в этом грязном деле хороший повод утереть нос не слишком благочестивым аристократам и светскому суду.

Есть версия, что Ричард де Ледреде всё-таки сумел настичь Элис Кителер в 1325 году. Заполучив право собственноручно сжечь её где-то в Норфолке, что сделал с огромным удовольствием. Враки… Она снова вышла замуж, сменила имя, даже приезжала в Килкенни на склоне лет. Сделав несколько богатых пожертвований местному монастырю, о чём сохранились благодарственные записи в архивах.

А что же неистовый епископ? Славу оставил после себя дурную, по сей день живёт в народном фольклоре Килкенна. Конфисковав в пользу церкви (и детишек сера Джона де Поэра) все земли леди Элис, Ричард де Ледреде стал первой жертвой (!) тех мест во времена Чёрной Смерти в 1348 году. Бог шельму метит… не иначе.

#инквизиция #охота на ведьм #Ирландия #Молот Ведьм #мракобесие #история религий #наука #история #средневековье

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Мракобесие Средневековья и первая ведьма Изумрудного Острова….