Поход

Дело было вечером, летним вечером. Сама идея "похода" родилась совершенно внезапно. Вот они сидят на скамейке возле подъезда и обсуждают новый фильм, просмотренный по телеку. Вот они говорят про недавно приехавших в шестой дом двух девчонок из Питера. А вот, вдруг, кто-то произносит слово "Поход". Может это был Тишка, а может и Рыжий. А быть может, идея принадлежала Морячку или Юзику, или Сталкеру? Дело совершенно не в этом, "Идея" витала в воздухе! Да, в том самом тёплом южном, вечернем воздухе, наполненном стрекотом цикад, жужжанием больших жуков и ночных насекомых. "Идея" сама пришла им в голову, Сама. Она была где-то рядом. Рядом с тёплым морским бризом, рядом с шорохом леса, рядом с чёрным южным небом и сиянием звёзд. Она давно была в их душах. И вот она родилась, без напряжения, сама собой.
Кто-то сказал: "А пошли на наше место!".

«Наше место» - это конкретное место на реке Нечепсуго (Нечепсухо) в посёлке Новомихайловский. От Трассы Е-19, которая проходит через посёлок, до него десять километров. Раньше в этом месте у Рыжего был огород. Речка в этом месте очень чистая. Есть небольшой омуток глубиной метра два. В нём обычно стоит рыба. Которую можно ловить на удочку, а можно стрелять из подводного ружья. Вода прохладная. Речка берёт начало у подножия горы Холодной. В жаркий летний день очень приятно окунуться в прохладу горной речки. Место от дороги далеко, метров двести-триста. По этой дороге летом проходит пять-шесть машин в день. А само «наше место» находится на другой стороне речки, в лесу. Тишина, покой и природа. Та самая, девственная, которая была тут и сто, и триста, и тысячу лет назад. Тут ощущаешь себя дикарём, первобытным человеком. Нам, тринадцати-пятнадцатилетним пацанам, просто необходимо было немного отдыхать от опеки родителей, учителей, вообще взрослых…

И вот, тёплым, летним вечером прозвучало слово «поход». Юзик сказал, что встречаемся через полчаса. Все побежали собираться. Кто взял лук и картошку, кто пару банок сгущёнки и чай, кто-то взял хлеб и соль. Юзик взял палатку, собрал рюкзак. Уже большой к тому времени опыт настоящих походов, позволял без суеты и спешки собрать самое необходимое. Спички и аптечка, тушёнка и чай, одеяло и полотенце были собраны за те полчаса, которые он сам и отмерил всем. Родителям сказали, что пошли в поход. Для них это не было неожиданностью.

И вот, все собрались на скамейке у первого подъезда. Не было только Рыжего и Морячка. Как всегда. Но вот, и Морячок вышел с рюкзаком из подъезда. За ним, как всегда, бежала его мама и кричала, чтобы он взял с собой шапку. В этой шапке он должен был спать. По её мнению без шапки можно было получить менингит, и в уши могли заползти муравьи. Все посмеивались и отводили глаза.

Мы выходим со двора, спускаемся к шестому дому, идём к бойлерной. Там стоит беседка, в которой мы ждём Рыжего. Он живёт наверху, во втором доме. На лестнице слышны лёгкие шаги, это он, Рыжий.

Вот мы идём мимо пивной, которая неофициально называлась «Бабьи слёзы», отделение милиции, доска почёта, автовокзальная площадь, вот мы проходим районный дом культуры, вот проходим старую школу (в отличие от НОВОЙ, в которой мы учились). Почта, и мы сворачиваем на Колхозную улицу. Проходим частный сектор. В частных домах уютно светятся окна, лают собаки. Ещё немного, и мы проходим мимо кладбища. Всё, посёлок закончился. Как хорошо было вечером. Лёгкий прохладный ветерок сдувал жар летнего дня.

Мы остановились, чтобы закурить. Курили тогда все. Это было своеобразное самоутверждение. В посёлке почти все друг друга знали. Открыто курить стеснялись, потому, что обязательно кто-нибудь рассказал бы родителям, а это было чревато отлучением от карманных денег, которых всегда не хватало. Все с удовольствием закурили и, совсем не скрываясь, с сигаретами в руках пошли дальше, уже не спеша и разговаривая в полный голос. Вокруг был лес. Только дорога белела пылью и песком среди южной ночи. Небо было бездонным.

Только на юге можно увидеть небо таким. В этом небе не было какого-то купола, на котором были приклеены булавочные звёзды. В ЭТОМ небе был виден объём.

Обратите внимание: Годные ножи в походы за недорого! Это вообще реально? Шведы нам помогут!.

Ты видел, что одни звёзды ближе, другие дальше, а третьи вообще очень далеки. Не было купола, а был объём. Огромное пространство, заполненное звёздами, звёздными системами, галактиками, скоплениями галактик. Невероятное небо!

В лесу летали светлячки, стрекотали цикады. Тишины вовсе не было. Лес жил своей ночной жизнью, а стайка подростков шла по дороге, рассказывая анекдоты, болтая обо всём на свете. Настроение было отличным. В одном из рюкзаков, и я знаю в чьём, лежала бутылка водки. Мы, практически не пили. Иногда белого сухого немного. Да и то, на море, после подводной охоты. Во рту было страшно солоно, после морской воды и страшно сухо, от осевшей соли. А выпив пару глотков кислого сухого, восстанавливалась слизистая, и пить уже не так хотелось. Водка была неприкосновенным запасом, на случай ссадин, порезов и тому подобного. Про эту бутылку никто и не знал, кроме Юзика. Его мама была врачом, а его отчим был патологоанатомом. И Юзик больше всех разбирался в медицине.

Вот впереди показался толстенный дуб. Большая поляна, точнее поле, а посередине, у дороги дуб. Дорога рассекает поляну пополам. У этого дуба мы останавливаемся, привал. Мы прошли десять километров. Немного посидев и покурив, мы свернули с дороги направо, и пошли к лесу. Медленно пробираемся через густой лес, кусты. Впереди, за кустами, шумит река. Поперёк реки лежит огромное бревно, которое очевидно, принесла река в период наводнения или смерча. По нему переходим речку. В этом месте ширина реки составляет около десяти метров. Ещё сто метров, и мы на месте, на «Нашем месте». Пришли. Ставим палатку, собираем дрова, Рыжий разводит костёр. Рыжий - пироман, он обожает иметь дело с огнём. Костёр освещает пространство вокруг. Находим свой камень в виде гриба. Вкапываем его в землю. На этом камне сидит Юзик, он его когда-то и нашёл. Стол, сплетённый из ивовых прутьев, стоит на месте. А куда он денется? Его ножки, толстые жерди, вбиты глубоко.

Разбираем рюкзаки. Ставим палатки, спальники или одеяла отправляются в палатку. Продукты разбираются по порядку применения, точнее съедания. На столе чай, сахар, сухари и сушки, конфеты. Над костром закипает котелок с водой для чая и макарон с тушёнкой. Самая вкусная еда! На природе, да приготовленная своими руками, м-м-м. На столе появляется бутылка сухого вина.

- Ого! Кто это взял?

Ха! Оказалось, что взял её Рыжий. Рыжий учится с Юзиком в параллельном классе. Они ровесники, все остальные младше.

Поели, немного выпили вина, и пошли купаться. Пошли – громко сказано, отошли метров на десять от палатки. Купались, конечно же, голышом. На юге ночью ничего не сохнет, только днём, на солнце. Никому не хотелось спать в мокрых плавках. После купания улеглись в спальники и одеяла. Болтали обо всём. О девчонках, о родителях, о планах на будущее.

Разговор был неспешный, тягучий. Усталость с дороги брала своё. Постепенно все уснули. Теперь, ночь вступила в свои права.

Нам, мальчишкам снились мальчишеские сны. Сны про море, сны про друзей, про жаркое южное солнце, про лето, про юность, которая никогда не вернётся, как бы мы этого ни хотели. Это понимаешь только спустя годы, десятилетия. А пока, пока мы были юны и беззаботны. И юность наша продолжалась. Она продолжалась бесконечным тёплым летом, и каникулами.

2017 год

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Поход.




Закрыть ☒