Характер хода выражается степенью Энергичности и быстроты. Ход энергичный может не обладать большой быстротой, но он во всяком случае отличается бодрым, поворотливым галопом, а не рысью.
Ход — свойство наследственное, не поддающееся изменению. Характер хода является в большей или меньшей степени принадлежностью той или иной породы. Характерным признаком хода английского, ирландского сеттеров и пойнтеров служит энергичность и быстрота хода.
Ход энергичный и быстрый весьма желателен, он позволяет обыскивать большие пространства в короткий сравнительно срок и способствует выявлению красоты работы.
Быстрота хода все же должна иметь свои целесообразные пределы, подразумевая не начальные проявления «невыбегавшейся» собаки, мало видавшей свободу, а рабочий ход.
Некоторые спортсмены крепко придерживаются взгляда, что чем быстрее ход, тем лучше, будто это касается рысистой или скаковой лошади. Такой взгляд является чисто спортивным, а не охотничьим. Степень целесообразной быстроты хода верно определяется поговоркой «ноги по чутью» или «чутье по ногам». Другими словами, излишняя темпераментность вредна. Чрезмерно быстрый ход, между прочим, часто встречающийся при неосознанности чутья, дает в результате скверно отражающееся на работоспособности собаки неэкономное расходование энергии и излишний шорох и треск при охоте в лесу.
Энергичный ход собаки является показателем ее здоровья и выносливости. Здоровая ладная собака сохраняет степень энергии и быстроты хода с начала до конца охотничьего дня и способна вынести (при правильном питании) тяжелую работу рядовых дней. Заметное падение энергии через 3-4 часа после начала работы является показателем невыносливости собаки, если оправданием ослабления энергии не является слишком жаркая; погода и отсутствие питья.
Энергичный ход не обеспечивает еще успеха без хорошего поиска. Задача целесообразного поиска заключается в обыскании самыми выгодными линиями без повторения пройденных мест наивозможно большего пространства, не выходя за пределы расстояния, затрудняющего сотрудничество собаки с человеком.
Поиск должен выражаться осуществлением определенных обоснованных линий, направлений. Поиск может быть автоматическим (хотя и недурным) или может выявлять сознательность работы, например, в приспособлении поиска к воздушным течениям, в избрании линий, дающих меньше шансов пропустить дичь, в умении держать связь с охотником, в различении мест (зрительным способом), наиболее удобных для дичи и др.
Хорошее чутье и сознательный поиск являются мощным средством отыскивания дичи.
Maнерa поиска — качество прирожденное, однако, вполне поддающееся воздействию дрессировки, но главным образом в отношении длины линий, того расстояния яри котором охотник считает возможным управлять собакой.
По характеру линий поиск бывает круговым, зигзагообразным и челночным. Создать характер поиска для полевой работы, т. е. сделать из кругового челночный и т. д., — невозможно. Присущий собаке поиск окончательно устанавливается опытом собаки, характером и степенью ее чутья и правильным надзором натаскивающего. О поиске в смысле характера линий говорят слишком много и совершенно зря. Всякий поиск при энергичном ходе хорош, если у собаки развита потребность к сотрудничеству или хотя бы совершенное послушание; и то и другое качество дает самое существенное, достаточно частое пересечение собакою, без напоминания свистком линии хода охотника в 20-50 шагах впереди его.
Уделяющие слишком много внимания поиску большей частью являются дрессировщиками, а не воспитателями, или же любителями исключительно болота. При спортивной охоте по бекасам обращают особое внимание на математическую длину линий челнока и расстояния между ними. Когда удается выбирать направление против ветра, строго челночный поиск весьма целесообразен, но что же делать, когда, дойдя до края болота, приходится идти по ветру. Осуществление правильного челночного поиска по ветру будет свидетельствовать о полной бессознательности работы собаки. Это самый невыгодный тупой поиск при условии работы собаки по ветру, так как он не дает наступательных направлений против ветра; поиск круговой, зигзагообразный и любой произвольный с линиями против ветра, несомненно, более выгоден, чем при вынужденном ходе по ветру. Что же иное остается делать?
Обратите внимание: В поисках крупного окуня....
Лучшим исходом, пожалуй, будет взять собаку к ноге и идти по ветру до противоположного края болота, а затем, пустив челнок, снова возвращаться против ветра свежей полосой болота. Но разве это охота?!О точности линий челнока даже на болоте много заботиться не следует, — они противоестественны. Линии поиска намечаются воздушными течениями, лишь бы они не повторяли пройденного пространства и не выходили из рамок, дозволяющих управлять собакою. У хорошо поставленной собаки управление это делается ненужным.
Рассудочность. В полевой работе многих собак любой породы (у лайки и легавой в особенности) проявляется не только охотничий инстинкт, но и рассудочность. Это ценное свойство вытекает из природных богатств животного, развитых воспитанием, обучением.
Развитие со щенячьего возраста умственных способностей применительно к охотничьим целям помогает наивозможно полно использовать способность собаки.
В отдельных проявлениях полевой работы ум сказывается: в чутье — в его осознанности, в стойке — в способности собаки при твердой стойке не терять внимания к хозяину, прислушиваясь и приглядываясь (косясь) по направлению его местонахождения и в явке со стойки по свистку и в предупреждении тех или иных требований соответствующим поведением, в поиске — в сознательном обследовании мест, особо удобных для птицы, и в приспособлении поиска (удлинение и укорочение), в зависимости от работы на открытых местах и в лесу, применяясь к густоте лесонасаждения, в осуществлении особых приемов — обходов для обнаружения местонахождения птицы по запаху следа или бывшей сидки, в изменении по собственному почину или по требованию охотника быстроты продвижения при следовой работе и потяжке вообще, также в подаче битой птицы при необученности аппорту (подаче) из места, недосягаемого для охотника и др.
Как например аппорта и ускорения работы по следу и на потяжке приведу следующий случай: дальним выстрелом я подбил снявшуюся на потяжке белую куропатку. Дойдя до места падения птицы, собака быстро пошла по ее следу верхним чутьем. Начались густые заросли ивняка, поспевать за собакой становилось трудно, между тем по работе собаки было видно, что куропатка продолжает поспешно удирать, нисколько не западая. Решив, что единственным способом добыть подранка было заставить собаку догнать птицу, я передал собаке свое решение тремя словами: скорей, возьми ее. Собака ускорила ход и рысью скрылась в зарослях. Будь то здоровая птица, собака, конечно, на решилась бы на такой аллюр.
Выйдя на опушку, я стал ждать возвращения собаки. Через некоторое время собака вышла, высока держа голову и неся совершенно бодрую белую куропатку, у которой оказалось сломанным малое крылышко. Собака эта отличалась прекрасным чутьем, плавной потяжкой, твердой стойкой, отличным послушанием и анонсом и хотя и неправильным в смысле систематичности линий поиском, но очень добычливым. Ранее этого случая собака никогда не аппортировала.
Подобные проявления ума собаки не поддаются проверке судей на официальных полевых испытаниях, да и вообще проявления ума ускользают от судейства, прежде всего вследствие отсутствия точного определения проявлений ума и слитной графы оценочной таблицы для ума и послушания, а также по причине краткости времени, уделяемого на испытание отдельной собаки и однообразных условий испытаний. Теперь при установлении испытательной станции и более продолжительного наблюдения за работой собаки некоторая возможность имеется, но она была бы значительно полнее, если бы работа станции была распространена наравне с болотными и на лесные испытания.
Болото и лес представляют собою совершенно разные условия для работы чутья, для поиска, для послушания, для приемов работы вообще и для проявления одного из самых важных показателей умственного развития собаки — полного сотрудничества, а в частности яркого показателя этого качества — анонса. На болоте собака на виду у охотника, а охотник все время маячит на глазах собаки. Расстояние, на котором находится охотник от собаки, как всем известно, действует на собаку: некоторые собаки прекрасно выполняют работу в непосредственной близости человека, а когда человек находится на расстоянии, не только изменяют качественное проявление некоторых сторон работы, но проявляют и недопустимые приемы.
Также действует на психику собаки правда, тоже (не вполне еще надежной) нахождение охотника не на виду, например, при охоте в лесу. По этим причинам условия открытых мест благоприятствуют хорошему проявлению послушания.
Работа чутья на болоте не встречает столько препятствий, сколько их убывает в лесу, вследствие заслонов. Ровная тяга воздуха беспрепятственно плывет по болоту, способствуя чутью. С другой стороны, на болоте собака должна руководствоваться преимущественно запахом самой птицы, а не ее следа, и поэтому на болоте легче и скорее распознать силу чутья, его дальность, четкость и осознанность. Эти причины вместе с возможностью видеть беспрерывно работу собаки и заставляют многих предпочитать полевые испытания на болоте.
В лесу работа собаки носит, однако, большой отпечаток сознательности, это сказывается почти во всех проявлениях лесной охоты.
По куриным вообще собака (за исключением высоковерхочутых) для продуктивности работы часто руководствуется не только запахом самой птицы, но и запахом ее следов, благодаря которым она либо следом, либо обходными розыскными маневрами доходит до запаха самой птицы. Этот способ, являясь одним из средств находить дичь, вызывается повадками куриных давать, наброды и кормиться там же, где протекает их жизнь семьей. На болоте вследствие иного образа жизни болотной дичи (куликов), этого признака почти не встречается.
На поиске в лесу рассудочность собаки сказывается весьма характерно, собака сокращает поиск в зависимости от густоты лесонасаждения, чаще пересекает линию направления охотника, умело обходя чащи, пользуется полянами, просеками, ловя воздушные течения для исследования стоящих в стороне рощ и отдельных зарослей, понимая, что запах затаившейся в них птицы выбивается из зарослей и задерживается на полянах, просеках, опушках, между стенками леса. Собаки, умственно развитые и даже не столь опытные, находят зрением места, особо удобные для дичи, и, нарушая присущий им поиск, стремятся туда на поверку. Ясно, что в лесу ум собаки по проявлению сотрудничества выражается явнее, чем на открытых местах, как уже видно из перечисленных примеров сознательной работы.
Естественно, что в лесу, где собака, хотя и часто показывается на глаза, но где все же ⅔ времени ее работы протекает заглазно, больше чем где бы то ни было может и должно проявляться сотрудничество, и как одно из его проявлений отход со стойки по свистку и без свистка для доклада (анонс).
про анонс можно почитать в след статье.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Гл.3 ч.4. Ход и поиск.