Поговорим о мореходности
Что это такое? Если одной фразой, то это способность судна безопасно плыть в любых погодных условиях. В нашем случае под судами мы подразумеваем надувные моторные лодки. Разделим их на два вида: с навесным и стационарным транцем.
Надувные моторные лодки с навесным транцем
Это, как правило, обычные гребные лодки О-образной формы, на корму которых приклеен навесной транец. К этим лодкам слово «мореходность» подходит с очень большой натяжкой. Так как практически любая гребная лодка-это галоша, только с надувными бортами. Поэтому и мореходные качества у них как у галоши. Плывет и то хорошо! Только плавучесть и непотопляемость у них на высоте!
Надувные моторные лодки со стационарным транцем
Вот эти лодки уже должны обладать совокупностью основных мореходных качеств. Что это за качества? Остойчивость, плавучесть, ходкость, непотопляемость, вхожесть в волну, управляемость, забрызгиваемость, сопротивление ветровой нагрузке. Подавляющее большинство надувных моторных лодок сделано по одной схеме: П-образный надувной корпус (нос лодки может быть любой формы) и вклеенный деревянный транец в кормовой части.
При этой компановке, при одной ширине, длине и диаметре баллона практически все моторные надувные лодки обладают одинаковой плавучестью и непотопляемостью.
Внутри этого вида лодки делятся на килевые и плоскодонные
Закономерно, что более высокими мореходными свойствами обладают килеватые надувные лодки. При номинальных нагрузках устойчивость килеватых лодок выше, чем у плоскодонных. У них лучше управляемость, т.е. способность лодки сохранять или изменять курс, особенно при волнении и ветре. У них выше маневренность.
Стоит отметить, что килеватые и плоскодонные лодки по разному проходят повороты. Это надо знать, чтобы не оказаться за бортом при крутом маневре!
Килеватая лодка кренится в сторону поворота. Это исключает выпадение из нее людей и грузов, т.к. они прижаты к кокпиту центробежной силой.
Плоскодонная лодка наоборот кренится в строну противоположную повороту.
Глиссирование
В этой дисциплине лидер - килеватые лодки. Они легче выходят на глиссирование и лучше глиссируют. Небольшим недостатком является меньшая устойчивость при малом ходе, при минимальной загрузке, в стоячем положении.
Но с этим «недостатком» можно побороться переменной килеватостью: она уменьшается от носа к корме. Транец делается или слабокилеватым или вообще плоским.
Еще одно достоинство килеватых лодок: меньший посадочный удар. «Падение» лодки на воду после подскока на волне.
Теперь рассмотрим вхожесть в волну, забрызгиваемость, ходкость
Для получения высоких результатов в этих дисциплинах большое значение имеет форма днища и форма носовой части.
Думаю, все видели, как сконструированы большие корабли, предназначенные для плавания по морям и океанам. Учитывая небольшие габариты надувных моторных лодок можно сказать, что любой пресный водоем при ветре и волнении – это море.
Так вот. Все корабли имеют приподнятый, острый нос, ярко выраженную килеватость. Все это снижает сопротивление формы (судно – это тело, двигающиеся в двух средах: в воде и воздухе. Это изучают две науки: гидродинамика и аэродинамика), снижает уже упоминавшийся посадочный удар, уменьшает забрызгиваемость палубы, повышает ходкость. А плоское дно, плоский нос имеют только баржи и подобные им суда.
Все это в полной мере относится и к надувным моторным лодкам. В носовой части лодка должна иметь плавный обвод. Чтобы не «упираться» в воду. Для плавного входа в волну надо иметь приподнятый нос. Приподнятый нос также обеспечивает незабрызгиваемость кокпита и обеспечивает хорошую ходкость в водоизмещающем режиме: при большой нагрузке или при движении с маломощным двигателем. Также минимальное брызгообразование на надувных моторках обеспечивает дно в виде так называемого «крыла чайки». Образующиеся брызги уходят в сторону от лодки или под днище.
Если дно выполнено в виде V – образной формы, то брызги при движении моторки устремляются вверх, и заливают кокпит и находящихся в нем людей. Хотя такая форма дна обеспечивает более высокие скоростные характеристики. Но такие скорости в быту редкодостижимы.
Напоследок скажем о такой характеристике, как сопротивление ветровой нагрузке
Поскольку все надувные моторные лодки имеют малый вес по сравнению с металлическими или пластиковыми лодками, то основной характеристикой, обеспечивающей сопротивление ветру, является высота борта. Чем выше борт, больше диаметр баллона, тем выше парусность лодки. Тем больше она подвергается сносу и с курса и со швартовочного места. Особенно высокой парусностью обладают лодки с фальшбортами. Чем выше фальшборт приклеен к верхней точке баллона, чем больше высота, тем больше парусность.
Подведем итог
Итак, зная, какие конструктивные особенности надувных лодок обеспечивают необходимые вам качества, вам станет легче выбрать подходящую лично вам моторную лодку.
Основное пожелание владельцам надувных моторных лодок: наполняйте все отсеки лодки до рабочего давления! Не пытайтесь плыть на слабо накачанной лодке.