Подводные ужасы

Подводные ужасы
Фото Огнев Евгений
Подводные ужасы
Фото Огнев Евгений
Подводные ужасы
Фото Огнев Евгений

Я больше двадцати лет занимаюсь любительским фридайвингом и подводной охотой. Вода мне подарила много незабываемых моментов и познакомила с интереснейшими людьми. Можно смело сказать, я живу двумя жизнями, где в одной являюсь обычным семьянином, а вторую проживаю под водой. Временами думаю, какая из них первая? Но за столько лет наряду со сплошным позитивом случались и неприятные истории.

Укус сома.

Мы ныряли с моим хорошим товарищем Смолиным Олегом у него в Саратове, левый берег Волги, красивейшие места. В одной из проток я в хвостовую часть стрельнул небольшого сомика около 5 кг, посадив его на кукан, закреплённый за поясом, продолжил поиск рыбы. Протока сужалась, кроны деревьев накрывали воду, создавая под водой темень. Очередной раз нырнув, стал медленно осматривать завалы, у дна полумрак усилился, как-то стало некомфортно. Не двигаюсь, жду, чтоб привыкли глаза, как вдруг кто-то с силой сжимает меня за правый бок. От страха, я пулей выскакиваю на поверхность, и уже там понимаю, что меня укусил сомёнок с кукана. Сомы единственные хищники пресноводных водоёмов нашей страны, проявляющие агрессию к человеку.

Баротравма.

Проводя много времени в воде, видишь не только красоту мира за водной гладью, но встречаются и неприятные моменты в виде брошенных сетей, никогда не понимал ход мыслей людей, которые ставя сети, не достают их из воды. Картина удручающая, живая рыба по соседству с полуразложившейся, на запах идут раки и так же становятся заложниками людского разгильдяйства, медленно умирая. Живя раньше на Волге, я всегда боролся с этим, доставая из воды брошенные сети, работа не из приятных, руки потом долго воняют тухлой рыбой, да и это небезопасно. Однажды я за десяткой нашёл очередной такой «подарок», начал поднимать на поверхность, эффективно работая ластами, но груза сети оказались тяжелыми и меня начало тянуть в глубину, руки были заняты и я не смог продуть уши, моментально ощутил боль, особенно правого уха. Из последних усилий, я всё же поднял сеть, быстро срезая груза, но на поверхности боль не проходила, в придачу онемела вся правая сторона головы. Уже дома пошла кровь из уха. На приёме в больнице был обнаружен разрыв барабанной перепонки, реабилитация заняла пару месяцев, хотя врач рекомендовал не нырять весь сезон, но это не мой случай. Добрые дела, это дорого.

Исчезновение брата.

Однажды с младшим братом мы ныряли в Кабардинке, была небольшая волна, мы старались работать недалеко друг от друга. Я не заметил, как увлёкся и ушёл глубже. После очередного нырка попытался найти Алексея, но рядом его не увидел. Увеличиваю круг поиска, всё тщетно. Начинаю волноваться, место глубокое и до берега далеко. Время идёт, а брата всё нет, шутки кончились, критически плохие мысли лезут в голову. Я уже начал подныривать в пол воды, чтоб осматривать дно, ожидая худшее. По прошествии полу часа моё сердце бешено колотится, холодный пот выступает сквозь неопрен гидрокостюма, страшные мысли одолевают, я уже хотел выкинуть ружьё, меня больше ничего не интересовало. Как вдруг, случайно глянув в сторону берега, замечаю знакомый силуэт его фигуры, выходящий из воды. Я сразу пошёл к берегу, сегодня нырять мне больше не хотелось. Оказалось, он устал и не смог сообщить, что выходит, я был далеко. Тот день до сих пор вспоминаю с ужасом.

Пещера и забитый гарпун.

В этом году с друзьями мы ныряли в районе Судака, места там знатные, чистое море, красивый подводный рельеф, достопримечательности на суше. Ребята меня десантировали из лодки в перспективном месте среди выступающих из воды скал, сами отправились на осмотр акваторий. При первом погружении под водой от увиденного просто дух захватывало, огромные скалы создавали настоящие дома. Начинаю монотонный поиск, поочерёдно осматривая укрытия, некоторые их них настолько большие, что уже похожи на небольшие пещеры. Очередной раз ныряю в одну из таких, глубина 8 метров, уже наступила практически полная темнота, включаю фонарь и в самом дальнем месте укрытия вижу среднего по размеру горбыля. Тянуть нельзя, рыба в Крыму довольно пуганная, стреляю со своего метрового арбалета – попал! Потянув за линь (шнур, связывающий ружьё и гарпун), понимаю, гарпун забит в камень. Время идёт, я уже очень хочу дышать, медленно разворачиваюсь и на всплытие. Как на поверхности я себя ругал, зачем стрелял в таком опасном месте, ведь теперь огромный шанс остаться без гарпуна в самом начале отпуска, запасного не было. Отдыхаю, на поверхности, думаю, что делать. Нырнул, посмотреть обстановку, гарпун забит в самой дальней узкой части укрытия. Опять отдыхаю и принимаю решение, снять с себя всё лишнее: кукан, прибор, трубку, ласты и лезть туда, чтоб пытаться достать гарпун при помощи специального экстрактора. Погружение, ситуацию усугубляет отсутствие ласт и небольшой мондраж, с которым так и не смог справиться, ведь так глубоко в узкий рельеф я не нырял никогда! Медленно перемещаюсь по сводам, экономлю ресурс воздуха в организме, стало довольно узко, добираюсь до гарпуна, а рядом вижу ещё один, поросший водорослями, видать у его хозяина чуть больше инстинкт самосохранения! Начинаю шевелить, и он поддаётся, плавно двигаюсь ногами вперёд (нехорошая фраза), чтоб выбраться, развернуться невозможно, узко, благо ласт нет. Пошло расширение пещеры, я практически на свободе, всплываю, эмоции переполняют глядя на небо, солнце и мой гарпун с горбылём около одного килограмма.

Катер над нами.

Летом 20-го года в Небуге мы со старшим сыном тренировались в море, Саша в свои тринадцать уже довольно хорошо ныряет. Осмотр подводных красот без ружья позволяет увидеть значительно больше подводных обитателей, похоже, рыба не так глупа, как считается. Постепенно мы приблизились к буйкам, но за них точно не зашли, глядя на прогулочные катера в море, таскающие парашютистов на шнуре. Я нырнул и затаился, рыба обычно начинает показываться из укрытий секунд через тридцать. Шум винтов слышался непрерывно, но в этот раз я его стал ощущать подозрительно сильно. В определённый момент он стал таким громким, что мои лёгкие начали входить в резонанс со звуком мотора. Глядя наверх с глубины, я увидел катер, прошедший на скорости, меня охватила паника, здесь же мой сын! Как я обрадовался, увидев на поверхности зелёный гидрокостюм Саши. Оказалось, судоводитель не рассчитал траекторию движения и чтоб парашютист не свалился в воду, катеру пришлось немного зайти за буйки. Нам с сыном повезло, в отличие от друга Юры, он чудом увернулся от винтов здорового скоростного судна, правда в щепки разрубило его карбоновое метровое ружьё, которое он держал в руках. Как говорится, спасибо что живой!

Вода, прекрасная среда, но иногда здесь происходят нештатные ситуации, хотя, как и в авиации, большинство из них это пресловутый человеческий фактор. Учитесь на чужих ошибках!