Про чудаков, которые на букву "дэ" или даже "эм" я выскажусь в следующий раз. А сегодня хочу поговорить про дороги.
Впервые я поехал на автомобиле в Европу в 2011 году. Ехал из Петербурга до Хельсинки, а там на пароме в Гданьск, и затем на своих колесах по Польше, Чехии, Германии и Голландии. Когда через три недели вновь пересек российско-финскую границу, чуть не заплакал от отчаяния. Сразу вспомнилась фраза про две беды России. Тащился почти четыре часа в потоке машин по пыльной и тряской дороге от приграничного Светогорска до своего Санкт-Петербурга, а там всего-то 190 км, и всю дорогу ненавидел свою страну. Я тогда еще верил, что во всем виноват режим, который надо менять, а Навальный с Каспаровым были моими героями.
- Ну почему, почему, - думал я, - даже в соседней Финляндии, которая была бедной провинцией России, дороги ровные и чистые, а у нас колдобина на колдобине и пыль столбом?
Я как гоголевский герой, задавал своей стране вопрос, почему она не мчит во весь опор, а еле-еле плетется? Но, как и повелось, молчала Русь, не давала ответа...
В последний раз я колесил по Европе в 2014 году. Тогда мой маршрут проходил через Эстонию. И вот, на обратном пути, проехав 200 км от Таллина до Нарвы, а затем вырулив на российскую автодорогу в сторону Петербурга, я вдруг, с удивлением, понял, что наша дорога лучше. Она была ровной, чистой, с четкой разметкой.
К теме дураков мы еще вернемся. Но дороги, как одну из двух главных бед России, давайте отминусуем. Дороги у нас строятся. И они не хуже европейских. А многие даже и лучше.
В Крыму сдали в эксплуатацию автотрассу Таврида. 250 км от Керчи до Севастополя. Я по ней ехал два дня назад.
Солнце садилось. Фантастически красивые виды. Я за рулем сидел, поэтому попросил сына поснимать через лобовое стекло.
Картинка слегка размыта, но это потому что снято на смартфон и в движении. Однако, мои эмоции эти фотографии передают.
Полотно идеально ровное. Отбойники, разметка, указатели - все настолько четко и правильно, что лучше не придумаешь. Сын говорит:
- Пап, а чего ты так медленно едешь?
Я посмотрел на спидометр - там 109 км/час. Говорю ему , что, нет, нормально я еду, чтобы не влететь на штраф за превышение. А ему кажется, что мы чуть ли не стоим на месте. Машина идет ровно и нас все время кто-то обгоняет. По такой дороге можно ехать 140-150 км без всякого риска. Вроде бы, в правительстве этот вопрос собираются решить и увеличить на Тавриде скоростной режим до 130 км/час.
А вы знаете, какой была раньше эта дорога от Керчи? Вся в выбоинах и заплатах. Разгонишься до 100 км/час, вцепишься в баранку и чувствуешь себя Шумахером.
Когда я недавно рассказывал про Тавриду, какой-то читатель пожаловался на отсутствие мест для отдыха. Мол, едешь 200 км от Керчи до Симферополя и нет возможности остановиться. Не знаю... Места отдыха есть. Либо человек был невнимателен, либо ездил по Тавриде в то время, когда она еще достраивалась и движение было только по двум полосам, а не по четырем, как сейчас.
Я лично таких остановок видел несколько, чуть ли не через каждые 20-30 км.
Трасса сдана в эксплуатацию, но работы еще ведутся. Достраиваются некоторые надземные развязки и сооружаются стационарные автозаправки.
Еще одна примета современной России, связанная с дорогами: нет долгостроя. И грандиозный Крымский мост, и Таврида - они были сданы с опережением графика.
Кто-то скажет, что это же Крым, куда уходят все деньги трудящихся россиян и несчастных пенсионеров. Забудьте эти сказки. Крым не осыпан золотым дождем. Здесь еще столько проблем, что, мама, не горюй! С дорогами в крымской провинции пока еще беда. Многие из них не ремонтировали со времен СССР. У нас засуха и катастрофа с водой. Здесь всегда с водой было плохо, но после того, как Украина перекрыла Северо-Крымский канал, просто беда. Шесть лет прошло, но вообще ничего не сделано. И даже никакой идеи нет. Просто набурили артезианских скважин и надеемся, что вода там никогда не закончится. А она ведь закончится. И что дальше? Почему не строят опреснители, мне не понятно. Наверно, это дорого, а количество денег на Крым ограничено.