Продолжаю серию репортаже о жизни труднодоступных поселков на Крайнем Севере.
В прошлый раз рассказывал о том, как выглядят детский сады в Арктике:
Сегодня же хочу рассказать, пожалуй, о самом главном предприятии в поселке, без которого жизнь в поселке бы полностью остановилась - это дизельная электростанция или сокращенно ДЭС
Мы давно привыкли к тому, что в электричество является неотъемлемым спутником нашей жизни, оно есть везде и всегда, а если происходят какие-то чрезвычайные ситуации с внезапным отключением электричества, то такие события полностью парализуют нашу жизнь. Пропадает мобильная связь, свет, перестают работать компьютеры, телевизоры, многочисленная бытовая техника, насосы водоснабжения и многое другое. Жизнь замирает...
Но в нашей стране есть огромное количество населенных пунктов и даже огромных районов и регионов, которые не включены в единую энергосистему страны, к ним не проложены мощные ЛЭП через тайгу и тундру, но электричество там добывают. В таких районах действуют свои замкнутые автономные энергосистемы. Например, в Норильске, Нарьян-Маре и Дудинке - действуют электростанции на газе, мазуте, угле, а в том же Билибино или Певеке и вовсе атомная электростанция, которые не имеет связи с остальной энергосистемой страны.
В населенных пунктах поменьше: в селах и поселках действуют свои небольшие автономные электростанции, которые работают на дизельном топливе и сокращенно называются ДЭС. Они также не связаны с остальной частью страны и обеспечивают электричеством только свой населенный пункт.
Но для нас, путешественников, ДЭС не просто центр цивилизации в забытых богом местах,а ещё и единственное место, где можно найти дизельное топливо для своих машин. Поэтому почти в каждом поселке нас своем пути мы посещали такие места.
Поселок Воронцово расположился в месте, где могучий Енисей впадает в ледяное Карское море, аккурат посредине между Диксоном, куда мы держали свой путь и Дудинкой.
У нас были договоренности с руководством управляющей компании, обслуживающей поселки вдоль Енисея и Диксон о том, что мы заправим в поселках около полутора тонн топлива в две машины. А поэтому, добравшись до середины пути направились сразу к начальнику ДЭС - Алексею М., который и встретил нас в своем рабочем кабинете.
Заправили машины, поговорили о суровых северных буднях, а потом за чашкой чая попросили Алексея провести небольшую экскурсию и рассказать о своем электрическом "хозяйстве".
И рассказ нас немало впечатлил.
Оказалось, что всю поселковую электростанцию обслуживают только несколько человек - начальник и механик, который следит за работой агрегатов и выполняет обслуживание генераторов.
До недавнего времени в ДЭС стояли старые советские генераторы. Они были неэкономичными и шумными, часто ломались и доставляли немало хлопот. Но один из генераторов недавно заменили на иностранные агрегаты на водяном охлаждении.
А советские генераторы демонтировали, но оставили в поселке догнивать.
Для обеспечения такого арктического поселка электричеством, в сутки генератор сжигает около 800 литров дизельного топлива.
За год набирается без малого 300 тонн. И здесь каждая сотня литров под расчет, так как завоз происходит по нормам потребления.
Но до замены генераторов выходил почти в 2,5 раза больше и запасов топлива не всегда хватало на год.
Приходилось последние месяцы перед северным завозом работать в режиме "подсоса" - это так называют режим максимальной экономии, когда ограничивается мощность и время подачи электричества населению.
К слову сказать, топливо завозят в поселок из Дудинки раз в год по Енисею во время летней навигации. Нефтехранилище стоит на берегу реки и оттуда по специальным толстым шлангам, которые проложены по земле,постепенно перекачивают топливо в теплые резервуары ДЭС.
Но иногда электричество в поселке отключают, для проведения регламентного обслуживания на генераторах и тогда весь поселок оказывается без электричества, интернета, спутникового телевидения. Это самое главное отличие таких электростанций.
А еще привычный шум. Тых-тых-тых-тых....
Этот шум от работающих генераторов сопровождает все поселки в труднодоступных районах нашей страны. Без шумоподавляющих наушников внутри находиться непросто.
Задали вопрос, а что если электростанция выйдет из строя? Алексей засмеялся и ответил, что без тепла люди не останутся, конечно, отапливают дома углем и печками, но про бытовую технику, свет, связь придется забыть, конечно. Поселок отправится тогда в начало XX века, ведь жили же тогда без этих благ.
Закончив беседу за чашкой чая в кабинете начальника, прошлись по помещениям станции, благо их здесь немного: агрегатный зал, операторская, да и пожалуй всё.
Все работает практически полностью в автоматическом режиме, только успевай следить за топливом в резервуарах и обслуживать агрегаты.
Но это пример одной из самый современных электростанций в таких поселках.
На нашем пути попадались уже и совсем раритетные ДЭС на полувековых советских агрегатах, как в том же поселке Сындасско на другом конце полуострова Таймыр и это несмотря на то, что там проживает в несколько раз больше жителей, но это уже другая история.
Прощаемся с Алексеем и благодарим его за экскурсию по своему хозяйству.
А нам пора двигаться дальше, впереди еще будет настоящая полярная метеостанция, визит в гости к полярникам - метеорологам, самый северный аэропорт в России - Диксон и многое - многое другое.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить мои новые репортажи с крайнего севера.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!