Многие, наверное, знают, что РЖД постоянно рапортует в СМИ об открытии новых скоростных направлениях и запусках все более современных и быстрых поездов по различным направлениям нашей страны. Ласточки, Сапсаны, Стрижи, Аллегро размножаются на наших железных дорогах словно грибы после дождя и соревнуются друг с другом в скорости и комфорте.
И безусловный рекорд здесь принадлежит Сапсанам, преодолевающим расстояние в 650 км между Питером и Москвой за фантастические 3 часа 35 минут. И даже Стрижи и Ласточки на маршрутах между Москвой и Нижним Новгородом пролетают 545 км в среднем за 3 часа 50 минут.
Но есть на Октябрьской железной дороге и еще один уникальный поезд про который не расскажут в рекламных проспектах и не упомянут в новостных лентах...
Это пригородный поезд "Жарковский - Земцы", который по - праву носит звание самого медленного поезда России.
Свой путь в 47 километров этот неспешный провинциальный поезд, покачиваясь на рельсах, преодолевает за 3 часа 35 минут со средней скоростью в 14 км/ч.
За это время вы на Сапсане можете добраться из Москвы в Питер, а можете сесть в этот удивительный поезд в середине "нигде" и приехать в середину "никуда".
Именно так можно охарактеризовать маршрут этого поезда на границе Тверской и Смоленских областей.
История ветки уходит своими корнями в довоенное время, когда на её месте проходила "узкоколейка" и из Жарковского вывозили лес в сторону станции Земцы на магистральном ходе направления Москва - Рига, что в 350 километрах от Москвы.
Одно время даже планировалось соединить Земцы с станцией Соблаго на заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге, но этому не суждено было сбыться.
Во время Великой Отечественной Войны эта территория Тверской и Смоленских областей была оккупирована немецкой группировкой "Центр", а ветка была разрушена.
После освобождения этих районов частями Красной Армии, ветку поспешно перешили на стандартную колею 1524мм и использовали для военных перевозок.
А после войны ветку со стороны Жарковского соединили уже с Смоленской областью и станцией Сошно, где была построена Смоленская ГРЭС.
В лучшие годы по этой ветке ходили до нескольких пар поездов в сутки, грузовые и пригородные, но в 1990-х годах ветка на Жарковский вновь стал тупиковой и постепенно стала хиреть.
До начала 2010-х пассажирский поезд "Земцы - Жарковский" был обычной "кукушкой" - тепловозом с одним пассажирским вагоном и ходил чуть ли не ежедневно.
Пассажиров почти не было, регион отказывался финансировать региональные перевозки и постоянно поднимался вопрос о закрытии маршрута.
В 2015 году когда массово начали отменять пригородные поезда, поднялся шум в прессе и по стране прошел "бунт электричек", Путин поручил Минтрансу восстановить пригородное сообщение и поезда оставили.
Сейчас же этот пригородный поезд ходит всего два раза в неделю, по средам и воскресеньям и теперь это обычный рельсовый автобус РА1.
Это и не удивительно, ведь пассажиров в этом поезде почти нет. На 47 километров пути у поезда всего 4 остановки в полузабытых и полузаброшенных Тверских деревнях из которых все кто хотели уехали еще много лет назад, а те кто остались, либо имеют автомобиль, либо раз в месяц выбираются в поселок за хлебом.
Все станции на этой ветке уже давно закрыты, а вокзалы уничтожены. Вместо них РЖД поставил обычные металлические остановки - павильоны и новые вывести в корпоративной раскраске.
Какой смысл гонять тепловоз и сжигать сотни литров солярки, если можно запустить такую вот железнодорожную маршруту с расходом топлива в 10 раз меньше.
Неспешный пригородный поезд медленно ползет сквозь расступающиеся глухие Тверские леса. Где-то деревья уже настолько близко подошли к полотну, что буквально царапают вагон поезда.
Размеренный и однотонный перестук колесных пар успокаивает и завораживает.
А потом, лес расступается и перед нами открывается невероятных размеров верховое болото Пелецкий мох со всех сторон. А ведь это одно из крупнейших болот во всей Европе.
И только узкая одноколейка железной дороги и одинокий входной светофор перед станцией Жарковский на невысокой насыпи, напоминает здесь о цивилизации.
Идеальный поезд для созерцания мира и медитации. За время в пути можно насмотреться в окно, собраться с мыслями, поразмышлять о бренности нашего бытия, и даже пару раз перекусить
И вот уже показалась горловина станции Жарковский и спящие маневровые и маршрутные светофоры. Наш поезд замирает. Дальше пока нельзя - станция закрыта. Несмотря на то, что мы единственные на этой ветке, существуют инструкции и регламенты РЖД.
С нами в поезде едет начальник станции, он покидает поезд и пешком идет до станции, чтобы подать питание на систему сигнализации и включить светофоры.
Ну вот, загорелся красный, потом желтый и зеленый - станция нас впустила и мы медленно прибываем в Жарковский, чтобы через отправиться в обратное 47 километровое путешествие.
А станция уснет до следующего поезда через несколько дней.
Говорят, что эта ветка стратегическая и её обслуживание финансирует Министерство Обороны, иначе РЖД давно бы закрыли это малодеятельное направление. И действительно, иногда видны следы замены деревянных шпал на чуть более свежие, хотя во многих местах уже даже не видно шпал - они просто ушли в песчаный балласт.
Поэтому и скорость движения здесь ограничена всего 15 км/ч, ведь местами стыки между рельсами похожи на огромную щель в старом сарае. Но это не помеха для самого медленного поезда в России.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!