В России находится на заработках от 4 до 6 млн узбеков. Из Узбекистана и Таджикистана едут в основном молодые мужчины, женщин меньше 20%. В среднеазиатской стране женщина без мужа – социально маргинальная фигура. Они едут не на заработки, а чтобы на них косо не смотрели на родине.
Большинство мигрантов из Узбекистана трудоустраиваются преимущественно в строительный сектор, ЖКХ, а полученные за работу деньги отправляют своим семьям и родственникам в Узбекистан.
Одна из самых больших проблем сегодняшнего Узбекистана — отсутствие средних предприятий, где можно было бы работать. В частности, 4 из 5 работников заняты в сельском хозяйстве или секторе мелких услуг.
Интерес узбеков к России сохраняется за счет того, что это единственное государство, где вполне можно найти работу и жилье за счет поддержки собственной диаспоры, языковой барьер при этом не является преградой, так как большая часть трудовых мигрантов пока еще выросла в бывшем СССР, и русский язык был как второй родной.
Учитывая, что экономика Узбекистана продолжает стагнировать, единственный вариант поддерживать собственные семьи — это работать в России и пересылать часть зарплаты.
Сегодня на заработки едут не только бедные. Многие имеют деньги, открывают в России собственный бизнес. В основном мелкий: кафе, ларьки. Миграция всегда имеет такой эффект: в первую волну едут нуждающиеся, которым надо заработать на кусок хлеба, затем складываются социальные связи, миграционная инфраструктура. Образуется сеть людей, которые тебя в другой стране принимают, подыскивают работу. При этом большинство мигрантов, работающих в России, мечтают уехать в другие страны – Южную Корею, Арабские Эмираты, Турцию.
Раньше гастарбайтеры трудились, чтобы прокормить семью. Сегодня – чтобы заработать на мечту. В Средней Азии есть три главных мечты: построить дом, купить машину и достойно провести большой праздник на несколько сотен человек – обрезание сына или свадьбу.
Узбеки мечтают купить белую машину. В Узбекистане 80% автомобилей – белые. Такой автомобиль стоит порядка 10 тысяч долларов, и чтобы их заработать, гастарбайтеру придется пару лет трудиться на русских стройках. Машина для узбека не столько средство передвижения, сколько показатель престижа и достатка.