Засыпанные снегом под самую крышу полноприводные грузовики, вмерзшие в тундру трактора и бульдозеры, погрузившиеся в болота экскаваторы и всю эту технику оставили здесь с концами словно ненужный хлам и мусор. Этим не удивишь людей живущих на Крайнем Севере и для них это обычное дело, но такое почти не возможно представить в любой другой части нашей страны.
Я не видел такого количество оставленной в тундре техники в своем прошлом путешествии по северо-востоку Якутии и Чукотки несколько лет назад, но был удивлен тем сколько довелось увидеть в этом году за несколько месяцев нашего путешествия по Ямало-Ненецкому АО и п-ву Таймыр.
Что только не попадалось на нашем пути, а главное в каком состоянии!
У многих экземпляров техники я наблюдал не тронутыми не только двигатели, трансмиссия, подвеска и резина, но в относительной сохранности остались даже салоны с приборной панелью и элементами управления.
Про один такой бульдозер "сотку" я писал некоторое время назад - можно даже было попробовать завести:
Большую часть этой техники уже никто никогда и не заберет из тундры - она осталась здесь навсегда. А между тем, такое практиковалось и во времена СССР, когда в Арктике были раскиданы многочисленные военные базы и после развала союза на таких заброшенных базах остались ржаветь десятки, а то и сотни гусеничных вездеходов.
Почему же так легко бросают технику на Крайнем Севере? Неужто частники и частный бизнес не умеет считать деньги?
Именно поэтому и бросают, что деньги считают очень хорошо! Это относится как к небольшим компаниям, так и крупному бизнесу, работающему на Севере.
Вытащить сломавшийся бульдозер или грузовик из тундры в сотнях километров от ремонтной базы экономически не целесообразно. Ведь для того, чтобы притащить тот же трактор К-700 за сотни километров по тундре, потребуется найти трактор с лебедкой и "пенкой", дать ему в подстраховку еще один трактор, сжечь тысячи тонн солярки и не факт, что все это будет без поломок.
А если такая техника проваливается в плохо промерзшее болото, озеро или реку, или попадает в глубокую наледь, то вытащить многотонный трактор из такой ловушки практически невозможно.
А снимать с него агрегаты тем более невыгодно посредине белоснежной пустыни с запредельными минусовыми температурами в -40...-50 и сильнейшими пургами с ветрами до 20-30 метров в секунду.
Но можно же дождаться лета, когда в тундре наступит лето и уже по теплу разобрать на запчасти? Можно и дождаться, но как вы через сотни рек, тысячи озер и болот доберетесь летом до бульдозера или грузовика в тундре? Никак...
Именно поэтому в одну машину по тундре не ходят. Большая техника в тундре почти не ремонтируется, если только не стоит вопрос выживания.
Она там бросается на время, но на самом деле навсегда. И не разбирают на запчасти её там по тем же самым причинам. Случайных людей там нет , а не случайные просто так по тундре не катаются и заняты делом.
Но есть и еще один класс техники, которая отслужила свой срок и требует капитального ремонта. Такую технику, которая отрабатывает у геологов или на разведочном бурении обычно просто бросают на месте временных баз. Также как в советское время, навсегда. Устраивая очередную свалку из металлолома. Вывозить на материк тонны металла просто нерентабельно и поэтому бизнес поступает таким образом.
Это ничем не лучше тех примеров, когда вываливают мусор на полях и в лесах.
Такое невозможно представить в любых других района страны просто потому, что брошенный экскаватор или бульдозер быстро бы растащили на запчасти или целиком к себе в хозяйство, но на севере другие законы....
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!