Посмотрел я, наконец, фильм "Родина". Это Петр Буслов снимал. У меня были ожидания. Ну как же, дебют у него был отличный - фильм "Бумер". Реально одно из лучших кинопроизведений всей постсоветской России. Правда, "Бумер-2" уже получился не очень, так себе, посредственное кинцо. Ничего там не осталось от того драйва и правды жизни страшных 90-х, которые присутствовали в первом Бумере.
Потом Буслов снял "Высоцкий. Спасибо, что живой". У меня от этого кино остались противоречивые впечатления. Вроде бы неплохо, но чего-то настоящего там не хватало.
И вот "Родина". Название обязывает. Не может кино с таким названием быть никаким. Тут ожидаешь либо "Судьбу человека", либо "Левиафан". Другими словами, или жизнь за Родину отдать, или ноги об нее с наслаждением вытереть. А так, чтобы и то, и другое в одном флаконе, этого не получится. Нечто похожее попыталась однажды сделать Светлана Алексиевич в свое нобелевской лекции. Но с Алексиевич особый случай, не стоит на нее равняться.
Так что же нам рассказал русский режиссер Петр Буслов про нашу Родину?
Если коротко и конспективно, то увидел я там вот что. Мерзок русский человек. Не любит он свою Родину. От любой заграничной помойки будет в восторге, а у себя дома и самого лучшего не оценит. Везде ему хорошо, только на Родине плохо.
А где же ему хорошо? Там где тепло, где не надо работать, где легко найти кайф, где никаких моральных принципов и никаких обязательств. Но и там, где ему хорошо, и где его все устраивает, где все сердцу мило, русский человек удержаться не может. Обязательно вляпается в какую-нибудь мерзость, и даже та непритязательная и нетребовательная среда обитания исторгнет его из себя как гной из здоровой плоти. И ничего ему теперь не остается, как возвращаться в холодную, нелюбимую, недружелюбную страну, которую он презрительно называет рашкой. Будет он теперь ловчить, воровать, брать взятки и с тоской вспоминать берег Индийского океана и свое утраченное шанти...
Таким вот получилось это кино. До левиафановского градуса ненависти к России этот фильм, конечно, не дотягивает. И плоского морализаторства, как у Андрея Звягинцева, здесь нет. И даже можно найти позитив: кем бы ты ни был, и до какого предела бы не опустился, а Родина тебя всегда примет. Даже если ты ее никогда не принимал.