Армянская Апостольская Церковь признает лишь первые три Вселенских Собора, т.к. на четвертом (Халкидонском) ее легаты участие не принимали (не было возможности приехать из-за военных действий), а на этом Соборе были сформулированы очень важные догматы христианского вероучения. Армяне отказались принимать решения Собора лишь в виду отсутствия на оном их представителей и де-юре уклонились в меофизитство, а это значит, что они для православных еретики.
По факту же, никто из современных армянских богословов точно и не скажет чем они от православных отличаются — они во всем с нами согласны, но объединяться в евхаристическом общении не хотят — очень сильна национальная гордость.
Армянская церковь - это монофизиты. Монофизитство – это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь.
Отсюда и дальнейшие различия в богословии – например, то, что мы говорим, что во Иисусе Христе были две воли – божественная и человеческая, которые, однако, не находились в конфликте одна с другой, а находились в гармонии.
Если чисто теоретически излагать веру, различия между католицизмом, византийско-славянским православием и Армянской Церковью минимальные, общность составляет, условно говоря, 98 или 99%.
Армянская Церковь отличается от Православных совершением евхаристии в на опресноках, наложение крестного знамения «слева-направо», календарные различия в праздновании Богоявления и прочих праздников, использование органа в богослужении, проблема «Благодатного огня».
Армяне верят в святых, но не верят в чистилище. Посты армяне соблюдают также строго, но праздников у них меньше. Главной, принятой в Армянской церкви молитвой, является Хайр Мер (Отче Наш), она читается на древнеармянском языке.
Родственными монофизитскими церквами Армянской Апостольской церкви являются Коптская (Египет), Эфиопская и Яковитская (Сирия).