В последние годы в Европе наблюдается рекордный приток просителей убежища, спасающихся от конфликтов в Сирии и других, преимущественно мусульманских, странах.
Европейцы вынуждены принимать исламских иммигрантов из-за своей ухудшающейся демографии, те же, в свою очередь, совсем не спешат ассимилироваться в новых государствах, стремясь, напротив, превратить эти страны в исламские.
В западной культуре, как правило, если человека устраивает среда, в которой он родился, обеспечивая ему личную безопасность, хорошее учебное заведение, прибыльную и респектабельную профессию, дом для проживания и пару для создания семьи, он не станет искать свою удачу в других странах. Эмиграция же становится для человека западной культуры опцией лишь тогда, когда на его родине один или несколько из вышеперечисленных факторов отсутствует или по каким-либо причинам его не устраивает.
В исламе же отношение к эмиграции совершенно иное. Оно основывается на прецеденте пророка ислама Мухаммеда. В свой родной Мекке тот подвергался унижениям, оскорблениям, едва не был убит из-за своих грозных пророчеств, которые обрушивал на горожан, стремясь их «вразумить». Но вот, в 622 году он эмигрировал в Медину, где два года спустя стал правителем, военачальником и политиком.
Между тем негативные настроения в отношении мусульман широко распространены в Европе. Так, отрицательного мнения к исповедующим ислам людям придерживаются 72% венгров, 69% итальянцев, 66% поляков, 65% греков, 50% испанцев. Меньше всего критиков мусульман во Франции и Британии. Все это создает почву для межрелигиозных конфликтов.
Однако, в Бельгии местные власти весьма толерантны к мусульманам. В 2012 году власти Брюсселя отказались от давней традиции ставить на центральной площади города живую ель — символ христианского Рождества. Ее заменили на некий арт-объект, отдаленно напоминающий елку. Администрация не скрывала: на это пошли, чтобы не оскорблять религиозные чувства мусульман.
По данным мэрии бельгийской столицы, начиная с 2008 года самое популярное имя для новорожденных мальчиков в Брюсселе — Мухаммед.
Мусульманское сообщество Европы, принимающее все более радикальный характер, – это нечто совершенно иное: в нем по-прежнему доминируют коллективные ритуалы, и речь идет о сплочении рядов. Либеральная Европа для мигрантов – чуждый и враждебный мир, который подлежит освоению путем перенесения в него своей культуры, базирующейся на кланово-коллективистских отношениях.