Мы продолжали свой фееричный маршрут по Арктике и теперь направлялись из Норильска в сторону Якутии.
"И вы вот этой одной машиной идете с Норильска на Хатангу?", - удивился и рассмеялся Саня. Он оказался водителем одного из встреченных нами УРАЛов.
"До Волочанки еще нормально, но дальше вы пойдете несколько сотен километров по гиблой реке", - продолжал он описывать предстоящий участок.
"Самое страшное для вас - наледи. Хету называют здесь гиблой рекой. Увязнете - сами не выберетесь", - закончил он свой короткий рассказ и пожелал нам удачи.
Из Норильска до небольшого поселка Волочанка мы добрались быстро - за сутки, но дальше начиналось самые трудные несколько сотен километров.
Нам предстояло выйти на лёд таймырской реки Хета, которая берет своё начало на плато Путорана и несет свои быстрые воды в море Лаптевых.
Хета не простая река, а очень коварная и местные водители её зовут "гнилой". И такое название было дано неспроста. Несмотря на то, что мы находились на 70 градусе северной широты здесь нас окружала не тундра, а лесотундра и северная таймырская тайга.
А это означало одно - снега на реке будет очень много и наста не будет, а только пухляк. В Хету впадает много мелких речушек, сама река делает множество изгибов и на таких поворотах повсеместные песчаные косы. И под таким снегом обязательно будут большие наледи.
А наледь - это самый коварный и главный враг зимой для водителей на Крайнем Севере.
Что же такое наледь? Слоистый "пирог" из льда, снега и воды, который многократно замерзает и образует в себе пустоты и мешки из воды.
Наледи часто образуются на реках с быстрым течением. Лед на реке ломает, уровень воды в реке изменяется и воду начинает выдавливать на поверхность льда, где она постепенно намерзает слоями.
Особенно опасны устья рек и там наледи могут занимать обширные площади.
Небольшие наледи не опасны, но вот большие участки таят огромную опасность для водителей и машин.
Тяжелые машины с легкостью проламывают такой лед и проваливаются в эту снежно-ледяную кашу сразу оказываясь в снежно-водной ловушке.
Хорошо, если наледь не глубокая и тогда есть шанс выбраться самостоятельно. Но чаще бывает, что наледь имеет глубину до полутора метров и здесь уже без посторонней помощи почти не обойтись.
Я знал, что перед нами в сторону Хатанги шла колонна из трех УРАЛов и мы невероятно тяжело шли по их свежей колее. И тут вдалеке я увидел автомобили в какой-то неестественной позе и сначала принял их за огромные палатки.
Но подъехав ближе увидел, что УРАЛы очень странно провалились под лёд.
Два УРАЛа стояли друг к другу задними бортами, а третий пытался вытащить одного из них с помощью каната.
Стало понятно, что они угодили в глубокую наледь. Аккуратно объехав подозрительное место большим кругом, я пошел к попавшим в западню мужикам.
Мужики поделились, что сами виноваты. Хотели срезать 200 метров и поленились "топтать след" в обход и пошли напрямую к косе.
Сначала в наледь угодил первый УРАЛ. К нему на помощь с другой стороны поспешил товарищ на второй машине, но оказалось, что наледь огромная и троса не хватало. Начал подходить ближе и тоже провалился под лед.
И вот уже они бултыхались в этой западне безрезультатно несколько часов, и шансы на спасение таяли с каждым часом. Вытащить тяжелый груженный УРАЛ из такой ловушки одной машиной просто невозможно. Да и двумя машинами тоже.
А тут ещё как назло стоит всю зиму теплая погода. Сейчас тоже легкий морозце в -10С не добавляла перспектив.
Оставалась единственная надежда на подмогу из четырех КАМАЗов, которые были отсюда в пару дней хода.
В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать". Но на дворе уже конец марта и зима в этом году теплая не только на Таймыре, но даже и в Якутии.
Вымораживание - это длительный и сложный процесс, который может занимать от недель до месяцев, а каждый такой случай сугубо индивидуальный и непохожий.
Суть "вымораживания" проста - около машины постепенно выдалбливается лед, но не доходя до воды. Крепкий мороз после того, как верхний лед выдолблен - промораживает новый слой воды. Процедура похожа на организацию "сухого дока" для кораблей. И так до тех пор пока автомобиль не окажется в ледяной яме.
Здесь же надежд на вымораживание нет и если не получится вытащить машину несколькими грузовиками, то выход один - бросать и разбирать на запчасти, иначе весной её просто унесет в море.
Пожелав мужикам удачи в борьбе, мы продолжили свой путь дальше ведь нам предстояло еще преодолеть многие сотни километров по снежной целине...
А самые интересные истории из последних путешествия можно найти в моем INSTAGRAM - присоединяйтесь!
#камаз #арктика #север