Корни многих современных конфликтов между Беларусью и Россией, которые в СМИ часто называют "нефтяными войнами", как ни странно, берут своё начало во времена Советского Союза. Именно тогда в БССР были построены многие предприятия-гиганты, завязанные на сырье из России. И эта зависимость сегодня сохраняется, порождая недопонимание.
БССР нередко называли "сборочным цехом" Советского Союза. В республику со всей страны свозили комплектующие, из которых трудолюбивые белорусы собирали конечный продукт. Почему именно #БССР отвели роль "сборочного цеха"? Прежде всего из-за выгодного расположениях страны в самом центре Европы. Отсюда было очень удобно отправлять на экспорт товары, произведённые в #СССР.
Этим было обусловлено появление в Белоруссии, например, таких промышленных гигантов, как нефтеперерабатывающие заводы в Мозыре и Новополоцке. Хотя своих запасов углеводородов республика не имеет.
Тогда строительство НПЗ в БССР казалось логичным. Экономику планировали в общесоюзных масштабах, никому и в голову не могло прийти, что Союза однажды не станет и бывшим республикам придётся ломать голову, что же делать с доставшимся им по наследству предприятиям.
Аналогичный пример – жодинский БелАЗ, где производят самые большие карьерные самосвалы в мире. В 2013 году на этом теперь уже белорусском предприятии выпустили самосвал-рекордсмен, который за один раз может поднять груз до 450 тонн. Чтобы заправить одну такую машину, нужно потратить сумму, эквивалентную средней зарплате по России за полгода.
После развала Союза белорусы оставили все крупнейшие советские предприятия в госсобственности. Удалось сохранить десятки тысяч рабочих мест, в то же время приходится постоянно решать вопрос поставки сырья и комплектующих.
Так, оба белорусских НПЗ по большей части завязаны на поставках российской нефти. И дело не только в цене на российские углеводороды, но и в логистике: сложно придумать более удобного, дешёвого и быстрого способа поставок, чем по нефтепроводу "Дружба". То же и с БелАЗом. Половина комплектующих делается в России. У соседей белорусы берут двигатели, генераторы, собственно металл.
Когда существует такая колоссальная привязка к одному рынку, это всегда рискованно. Даже несмотря на то что Беларусь и Россия, если смотреть в комплексе, находятся в очень хороших отношениях. Это находит своё подтверждение всякий раз, когда наступает очередной виток "нефтяных войн".
И хотя я за то, чтобы в стране была своя промышленность, своё машиностроение, ноша должна быть по силам. С одной стороны, очень круто производить самые большие самосвалы в мире, с другой стороны, какой в этом толк, если всю основную начинку для машин нужно импортировать? Последние десятилетия в Беларуси тема будущего предприятий-гигантов поднимается периодически. Звучат самые разные мнения. В одном можно бы уверенным точно: приватизировать или разрушать предприятия-гиганты не станут. Но что с ними делать дальше?
А как вы считаете? Поделитесь своим мнением в комментариях! Спасибо за внимание, за ваши лайки и подписку в раздел.