Понастроили. Во времена СССР в Белоруссии создали заводы-гиганты, с которыми теперь непонятно что делать

Корни многих современных конфликтов между Беларусью и Россией, которые в СМИ часто называют "нефтяными войнами", как ни странно, берут своё начало во времена Советского Союза. Именно тогда в БССР были построены многие предприятия-гиганты, завязанные на сырье из России. И эта зависимость сегодня сохраняется, порождая недопонимание.

БССР нередко называли "сборочным цехом" Советского Союза. В республику со всей страны свозили комплектующие, из которых трудолюбивые белорусы собирали конечный продукт. Почему именно #БССР отвели роль "сборочного цеха"? Прежде всего из-за выгодного расположениях страны в самом центре Европы. Отсюда было очень удобно отправлять на экспорт товары, произведённые в #СССР.

Этим было обусловлено появление в Белоруссии, например, таких промышленных гигантов, как нефтеперерабатывающие заводы в Мозыре и Новополоцке. Хотя своих запасов углеводородов республика не имеет.

Понастроили. Во времена СССР в Белоруссии создали заводы-гиганты, с которыми теперь непонятно что делать

Тогда строительство НПЗ в БССР казалось логичным. Экономику планировали в общесоюзных масштабах, никому и в голову не могло прийти, что Союза однажды не станет и бывшим республикам придётся ломать голову, что же делать с доставшимся им по наследству предприятиям.

Аналогичный пример – жодинский БелАЗ, где производят самые большие карьерные самосвалы в мире. В 2013 году на этом теперь уже белорусском предприятии выпустили самосвал-рекордсмен, который за один раз может поднять груз до 450 тонн. Чтобы заправить одну такую машину, нужно потратить сумму, эквивалентную средней зарплате по России за полгода.

Понастроили. Во времена СССР в Белоруссии создали заводы-гиганты, с которыми теперь непонятно что делать

После развала Союза белорусы оставили все крупнейшие советские предприятия в госсобственности. Удалось сохранить десятки тысяч рабочих мест, в то же время приходится постоянно решать вопрос поставки сырья и комплектующих.

Так, оба белорусских НПЗ по большей части завязаны на поставках российской нефти. И дело не только в цене на российские углеводороды, но и в логистике: сложно придумать более удобного, дешёвого и быстрого способа поставок, чем по нефтепроводу "Дружба". То же и с БелАЗом. Половина комплектующих делается в России. У соседей белорусы берут двигатели, генераторы, собственно металл.

Когда существует такая колоссальная привязка к одному рынку, это всегда рискованно. Даже несмотря на то что Беларусь и Россия, если смотреть в комплексе, находятся в очень хороших отношениях. Это находит своё подтверждение всякий раз, когда наступает очередной виток "нефтяных войн".

И хотя я за то, чтобы в стране была своя промышленность, своё машиностроение, ноша должна быть по силам. С одной стороны, очень круто производить самые большие самосвалы в мире, с другой стороны, какой в этом толк, если всю основную начинку для машин нужно импортировать? Последние десятилетия в Беларуси тема будущего предприятий-гигантов поднимается периодически. Звучат самые разные мнения. В одном можно бы уверенным точно: приватизировать или разрушать предприятия-гиганты не станут. Но что с ними делать дальше?

А как вы считаете? Поделитесь своим мнением в комментариях! Спасибо за внимание, за ваши лайки и подписку в раздел.