"После нас там еще одна колонна и всё. Последний рейс в этом году и до следующего года на прикол", - начинает свой рассказ один из водителей.
"Весна в этом году ранняя, снега много и обернуться еще один раз уже не успеем. Так, что придем сейчас в Хатангу и отдыхать", - вторит ему водитель второго КАМАЗа.
Так началось наше знакомство с суровыми таймырскими водителями - дальнобойщиками, которые по - нескольку раз за зиму преодолевают невероятный маршрут.
И мы не спроста заговорили с водителями, ведь нас интересовало сколько еще машин идет за ними и какой будет след в тундре после пурги. Если машин больше не будет из Якутии, то нам придется не сладко.
В нашей стране есть два региона, которые занимают 30% площади всей страны. И на этой территории проживает чуть меньше 4 млн. человек.
Некоторые читатели могли догадаться, что речь идет про Красноярский Край и Якутию.
Но есть и ещё один интересный факт, что Красноярский Край - это единственный регион, в котором чтобы попасть из одной части в другую, надо обязательно выехать в соседние регионы и проделать очень долгий путь. И по - другому никак.
На дворе стояли первые числа апреля, но на 71 градусе северной широты еще в самом разгаре была зима. И не смотря на кажущуюся безжизненность окружающих пространств - здесь теплилась жизнь.
Здесь не было фабрик и заводов, многочисленных поселков, городков и мегаполисов, но здесь не одно столетие, тоже живут люди.
В основном, малочисленные коренные народы севера - долгане, нганасаны, занимающиеся оленеводством и промыслом. Но есть и русские, кто служил и работал здесь во времена СССР, а потом остался жить.
И сюда надо доставлять разнообразные товары не только во время короткого летнего завоза в навигацию. Так как Таймыр - это Красноярский край, то и все товары везут на Таймыр с Красноярска, а не из Якутска. Несмотря на то, что половина пути пролегает по Якутии.
И если вы посмотрите на карту страны, то не найдете в этой части Якутии и Таймыра привычных нам дорог.
Но они есть, только зимние и стихийные - официальные и "дикие" зимники.
Каждую зиму, из Красноярска в Хатангу идут караваны груженых КАМАЗов с прицепами. Про этих "героев дороги" не снимают репортажи и не рассказывают в сводках новостей. Но то, что делают эти северные водители-дальнобойщики достойно невероятного уважения и я знаю о чем говорю.
Для них же это обычный зимний завоз продуктов, техники, стройматериалов, непродовольственных товаров и много другого.
И чтобы попасть из Красноярска в Хатангу, водителям - дальнобойщикам приходится проделывать очень сложный и долгий путь в 4 300 км.
Из них только 2 000 км по асфальту и грейдерам, 1 800 км по обслуживаемым зимникам и ещё без малого 500 километров по снежной целине по рекам и тундре.
Этот маршрут у них занимает до 2-4 недель в одну сторону в зависимости от погодных условий и поломок.
Ну и прибавьте, примерно, столько же на обратную дорогу. За сезон получается сходить не больше четырех раз если повезет с погодой.
Рейсы в Хатангу из Красноярска начинаются где-то с января и продолжаются обычно до середины мая. Проще всего в январе-феврале, когда земля и реки уже промерзли, но не навалило снега. А труднее всего уже под конец зимы и весной, когда снега становится много и он как фирн.
Технику надо беречь и за сутки по тундре порой пробиваются на несколько десятков километров.
"Живем, спим, едим в наших машинах", - смеется водитель-дальнобой.
"Если сломались, то уже сложнее, но обычно все ходовые запчасти с собой", - продолжает делиться нюансами быта.
"А почему на КАМАЗах, а не на УРАЛах?", - спросил я с интересом.
"Потому, что УРАЛ хорош только в тундре, а на асфальте на нём беда. А нам после Удачного до Мирного и от Усть-Кута до Красноярска еще пилить" - со смехом ответил мне второй водитель.
"Но главное, что грузоподъемность меньше, а нам бы груза побольше взять, рейсы же длинные"
А в этом году весна оказалась ранняя весна и очень много снега в тундре. Последний рейс уже делали в начале апреля.
Ходят обычно колонной в 3-5 машин, гораздо реже парой и никогда не ходят поодиночке. Тундра и Арктика не прощает ошибок. Сломался и замерз. Поодиночке ходят обычно якуты, но у них там другая история.
"Вон якут видел стоял в тундре?", - спросил меня водитель КАМАЗа?
"Он уже три недели в тундре живет, порвал передний мост два раза и теперь ждет пока следующая запчасть привезут на снегоходе", - делится водитель из Красноярска.
Техника здесь выживает только наша - полноприводный КАМАЗ с колесной формулой 6x6 или 8x8. Бывает и с прицепом. В прицепах либо товар, либо бочка с топливом. Заправляться в тундре, да и на зимниках особенно негде, поэтому везут с собой топливо.
Обратно же с Таймыра везут мясо и рыбу на "большую землю". Дикий олень и настоящая арктическая рыба - для Красноярска это деликатесы, ведь самолетом много не привезешь, да летают они один-два раза в неделю.
Пока мы пробивались из Хатанги в Якутию, встретили несколько колонн машин.
Даже и не знаю, кто больше удивился, мы или они. Встретить здесь легковую машину все - равно, что увидеть динозавра.
Снега в апреле уже было катастрофически много. Даже КАМАЗы во многих местах упирались в снег бамперами, что уж говорить про наш внедорожник.
Но преодолев эти 500 километров снежной целины, начинаешь понимать в каких условиях работают эти водители. И так каждую зиму. А если еще и поломки, которые бывают совсем не редко в таких условиях, то представьте себе каково это заниматься ремонтом в -40...-50С на жутком ветре в 15-25 м/с.
Такая вот история про настоящих "героев нашего времени". А что вы думаете про такую работу?
А самые интересные истории из последних путешествия можно найти в моем INSTAGRAM - присоединяйтесь!