Вопросу о смене статуса Айя-Софии больше 80 лет. В 1934 году основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк подписал указ о превращении Софии в музей. Этим шагом он, конечно, разозлил происламские слои населения.
Реванш попыталась взять происламская Партия благоденствия в 1994 году. Она направила в парламент законопроект о пересмотре статуса Айя-Софии, но он был отклонен.
Новую попытку в 2005 году предпринял местный фонд по защите исторического наследия, но Государственный совет Турции отклонил иск фонда. Эта же организация в 2018 году обратилась в Конституционный суд, который отказал в рассмотрении запроса, ссылаясь на недостаточность полномочий разбираться в этом вопросе. В этом году тот же фонд обращается в Госсовет и выигрывает — закон Ататюрка оказывается отмененным.
Что же касается общественности, то по большому счету ее сильно не волновал статус Софии. Особенно учитывая тот факт, что собор приносил внушительные средства в бюджет Стамбула за счет далеко не самых дешевых входных билетов для туристов.
Эрдоган еще в прошлом году не поддержал идею смены статуса собора. Он напомнил, что Голубая мечеть в Стамбуле не заполняется верующими. Более того, власти построили исполинскую шестиминаретную мечеть Чамлыджа на Босфоре, которую тоже не могут заполнить даже наполовину.
Почему президент так рьяно вдруг начал продвигать тему смены статуса собора? Эрдоган — гениальный политик. Айя-София всегда оставалась "одним из вариантов" для поднятия рейтинга.
Дело в том, что рейтинг Эрдогана и рейтинг его партии снижаются. Смена статуса Святой Софии, конечно, не сможет гарантировать моментальных ошеломительных побед резиденту, но расчет тут более тонкий.
Эрдоган вернул османское наследие, напомнив еще раз о величии империи предков современной Турции. Отменив закон Ататюрка, он к тому же сделал еще один шаг, чтобы оставить портрет основателя страны в учебниках истории, а не на стенах кабинетов и гостиных.