В детстве я как и многие мальчишки мечтал стать пожарным, космонавтом, пилотом и ...подводником. Прошли годы, мечты трансформировались в совершенно иную плоскость. Но как оказалось одно желание из того детства всё - же осталась. Правда его никак не получалось осуществить и не хватало времени - побывать в настоящей подводной лодке и своими глазами посмотреть как там устроено всё внутри.
Но просто побывать мало - хотелось посетить не обычный музейный экспонат, а заглянуть в настоящую субмарину с максимально сохраненными интерьерами и оборудованием, да и которая еще и стоит на воде.
Как оказалось, таких "музейных" советских подлодок довольно много: в Москве, Вытегре, Калининграде, Тольятти и даже в Сан-Диего (США) и Лонг-Бич(Австралия). Только вот огорчает, что многие экспонаты довольно сильно переоборудованы и эффекта "погружения в подводную атмосферу" почти не испытываешь.
Мне все-же удалось добраться до одной субмарины легендарного проекта "641" с максимально сохранившимися интерьерами и внутренней компоновкой, но только для этого пришлось посетить Калининград.
Именно там находится подлодка Б-413, которая считается едва - ли не одним из самых лучших музеев такого типа не только в России, но и во всем мире.
Немного справки:
Любопытный факт, но именно 4 субмарины проекта "641" принимали участие в операции "Кама" периода Карибского Кризиса в 1962 году и они несли на себе атомное оружие.
Да, это тот самый тип подлодок, которые едва не стали антигероями и катализатором прямого ядерного столкновения между СССР и США. Одна из таких субмарин была атакована кораблями и авиацией США и чудом не применила в ответ ядерное оружие.
Но вернемся к Б-413...
Если верить официальным источникам, то при передаче подлодки Б-413 в музей, с нее сняли вооружение, слили масло и технические жидкости, задраили и заварили внешние отверстия и минимально переоборудовали под экспозицию носовой и кормовой отсеки.
Остальные отсеки постарались сохранить в максимально первозданном виде.
Довольно предыстории, пора спускаться в нутро подлодки. В эту подлодку посетители попадают через торпедопогрузочный люк у которого установлен трап и сразу оказываешься в носовом отсеке.
Всего в лодке 10 торпедных аппаратов: 6 в носовом и 4 в кормовом отсеках. При этом субмарина могла нести до 22 торпед или 32 различных мин на бору.
Но функция торпедных аппаратов не только выстреливать смертоносный заряд - через них подводники могли экстренно в специальном снаряжении покинуть субмарину. Такой эпизод был показан в фильме "72 метра".
А еще, в случае нештатных ситуаций здесь подводники могли также ожидать помощь - висят водолазные костюмы, газообразователи и прочие занимательные штуки отсека-живучести.
В качестве музейных экспонатов в носовом отеке лежат торпеда и глубинная мина. Интересно, но не более.
Сразу стоит сказать, что каждый отсек имеет несколько разных помещений и дальше мы будем перемещаться по отсекам.
Пора перемещаться в следующий - жилой отсек. Нырнув в люк между отсеками и невольно задумался о том, что подводникам приходилось находится в таких условиях до 70-90 дней автономного плавания и это было совсем непросто.
Во - втором жилом отсеке располагается каюта капитана, офицерские каюты, офицерская кают-компания, агрегатная и рубка гидроакустиков.
Любопытный факт, что офицерская кают-компания по - совместительству выступала еще и операционной.
Для этого над столом расположены "софиты" с лампами, а медицинские инструменты спрятаны в рундуках.
Как говорят бывалые подводники, на таком "операционном" столе довольно успешно даже вырезали аппендицит при автономных переходах.
Не перестаю удивляться насколько маленькие и компактные каюты и рубки в подводной лодке. И в таких условиях люди жили и работали месяцами.
Да и сама лодка не блещет огромными размерами несмотря на тип БПЛ (Большая подводная лодка)
Технические характеристики Б-413
Обратите внимание, но на стенах остались даже приказы командира корабля и портреты верховного главнокомандующего.
Впереди снова люк, а за ним и за переборкой - пост централизации. Для меня он оказался одним из самых интересных отсеков лодки.
Оцените толщину переборок между отсеками и массивность люка. Всё по - серьезному.
А теперь вопрос, друзья! Какое самое главное место на корабле?
Самое главное место на корабле - это ГАЛЬЮН центрального поста. А по - русски "сортир".
Вы будете смеяться, но на подлодках с туалетом всё не просто и особенно в подводном положении.
Чтобы воспользоваться туалетом в подводном положении надо пройти обучение и сдать зачет по использованию гальюна. Отходы жизнедеятельности попадают наружу через специальные клапаны.
Иначе, можно под водой после "облегчения" даже затопить лодку как бы это не смешно звучало.
А вы же помните, что на подлодке постоянное боевое дежурство, поэтому даже гальюн - "не отходя от кассы"
Идем дальше. На посту централизации огромное количество всяких приборов, рычагов и кнопок.
Здесь же расположено и командирское кресло, а также управление рулями, продувания балласта и многое другое.
Станция громкой связи с отсеками, блок сигнализации об открытии и закрытии забортных устройств и множество других сигнализаторов и приборов.
В какой-то момент даже начинаешь сомневаться - как на этих "технологиях" мы не только тонули, но и очень успешно совершали многомесячные походы.
Хотя, на схожей аппаратуре СССР умудрялся даже в космос летать и продолжаем летать.
Впереди третий отсек - кормовой жилой.
Ныряю в уже привычный люк почти не пригибаясь и оказываюсь в более "спартанском" жилом отсеке.
Здесь живут механики, старпом, старшины и скорее всего матросы.
В кают-компании здесь стоит старый "бабушкин" сервант из середины прошлого века и двухярусные кровати - лежаки.
А еще здесь расположены рубка радистов и рубка "особого назначения" для шифрования.
Но где у нас находится святая святых любого корабля - камбуз? А он здесь же в четвертом жилом отсеке.
Даже интересно как на такой площади получалось орудовать у корабельного кока...
Переходим в следующий отсек - где расположены у нас так сказать "ноги" или "ласты" подводной лодки.
Здесь стоит немного сделать отступление. Дизель - электрические подводные лодки так называется потому, что в надводном положении они плывут на трех дизельных двигателях, а в подводном положении на электродвигателях.
В пятом отсеке находятся аккумуляторы и электродвигатели, а в шестом - дизели.
У Б-413 целых три дизельных двигателя и нутро одного из них можно даже увидеть под стеклом.
Пока лодка движется в надводном положении, то заряжаются аккумуляторы для электродвигателей, как только погружается - всё идет разрядка и дизель не запустить. И вновь в моторном отсеке не обойтись без гальюна и душа.
И последний седьмой кормовой отсек - торпедный и жилой. Здесь уже только 4 торпедных люка, подвесные кровати, водолазное оборудование и что-то еще по - мелочи.
Водолазные костюмы выглядят устрашающе и чем-то напоминают костюмы космонавтов. Да они и есть космонавты только подводные.
А особенно любопытные могут заглянуть в открытый торпедный аппарат и...
Не увидеть ничего интересного кроме того, что именно отсюда при запуске выходили из лодки торпеды.
В завершении хочу сказать, что эта субмарина Б-413 имела очень богатую и насыщенную событиями жизнь
В 1970 году принимала участие в спасательной операции атомной подлодки К-8, ходила в Атлантику и на Кубу, вела боевые дежурства в Средиземном море и многие другие.
А массово этот тип субмарин списали из флота в середине 1990-х.
На текущий момент осталась только одна подводная лодка проекта 641 на "относительном" ходу и это украинская "Запорожье". Восстановление её нецелесообразно и в скором времени из неё собираются делать похожий музей.
Рекомендую всем к обязательному посещению в случае визита в Калининград. В различных рейтингах этот музей входит в ТОП-10 музеев России и стоит в один ряд с такими истинно туристическими объектами как Эрмитаж, Оружейная палата и Третьяковская галерея
А самые интересные истории из последних путешествия можно найти в моем INSTAGRAM - присоединяйтесь!
#оружие #ссср