Самый север Красноярского края, полуостров Таймыр, мир вечной мерзлоты и могучих сибирских рек, несущих своих воды в моря Северного Ледовитого океана и одно из самых северных поселений в нашей стране.
Я давно там мечтал побывать и увидеть это уникальное рукотворное сооружение о котором и расскажу.
Село Хатанга было известно еще с конца XVI века, но судоходство по одноименной реке появилось только в далеком 1936 году.
Тогда из бухты Нордвик, что в море Лаптевых, пароход «Игарец» прибуксировал в Хатангу баржу с грузом.
И уже в 1939 году было создано Хатангское речное агентство, которое начало обеспечивать доставку разнообразных грузов в районный центр Хатангского района во время летней навигации. Первоначально грузы с морских судов перегружались в бухте Кожевникова на баржи и затем доставлялись в порт Хатанги.
Спустя много лет, в 1952 году в порт Хатанги смогли провести первое морское торговое судно "Кузнецкстрой" и этот момент принято считать началом истории Хатангского морского торгового порта.
Были построены причалы, скалды, подъездные пути, подведена инфраструктура.
Но если есть порт, значит есть и флот. И для флота самым главным врагом является лёд и весенний ледоход.
Обычно для защиты флота в опасные периоды используются естественные речные затоны, а если таковых нет, то строят искусственные защитные сооружения из металла, грунта и бетона.
Если флот не "спрятать" за защитой, то при ледоходе глыбы льда раздавят как кусок бумаги даже самое крепкое судно.
И в Хатангском порту такого затона не оказалось, как и не оказалось возможности завезти сюда огромное количество стройматериалов для строительства искусственной дамбы в порту.
Выход оказался простым и одновременно сложным - ежегодно строить ледозащитные дамбы.
Первая ледозащитная дамба была построена в 1939 году после образования Хатангского речного агенства и вот уже на протяжении 81 года ежегодно строят это сооружение.
Эта технология широко применялась в середине прошлого века не только в России, но и в остальном мире, но в последние десятилетия Хатангская ледовая дамба - это эксклюзивное сооружение подобного типа в мире.
Нам повезло и мы оказались в Хатанге уже в конце марта, когда дамба была почти завершена. На улице стояли морозы и внешне это ледовое сооружение выглядело как огромный слоеный пирог.
Скажу одно, что фотографии не передают ощущения от монументальности сооружения. До приезда сюда я долго рассматривал фотографии, но реальность оказалась гораздо круче и интереснее.
Что из себя представляет дамба? Огромный параллелепипед высотой от 10 до 20 метров, шириной около 30 метров и длинной порядка 200 метров.
С наступлением зимы, работники порта начинают постепенно намораживать сотни тонн воды в этой конструкции. Слой за слоем, поднимая всё выше и выше деревянную опалубку конструкции. Процесс строительства дамбы длится 4-5 месяцев и во многом зависит от погодных условий. Чем крепче морозы и меньше метелей, тем надежнее получается конструкция и меньше времени на её возведение.
Для заливки дамбы закачивают порядка 60 тысяч кубометров воды из Хатанги и это гигантские объемы.
Когда-то на возведении дамбы трудилось до 40 человек за сезон, сейчас же с этой работой могут справиться 2-4 человека. Отработанные технологии и автоматизация.
Самый захватывающий момент - преддверие ледохода. Ледоколы помогают переместить суда с глубины за ледовую дамбу. Затем суда крепко швартуют за деревянные причалы (намертво вмороженные в дамбу) и настает момент ожидания подвижки ледовых полей, которые помчатся в сторону Ледовитого океана.
Во время ледохода ледяная дамба надежно оберегает Хатангский флот от ледяной атаки. Спустя несколько недель Хатанга очищается от льда, жаркое солнце прогревает тундру и холодные темные воды Хатанги, а это уникальное рукотворное сооружение постепенно начинает таять и уходить в небытие словно птица Феникс.
Чтобы снова восстать из "пепла" следующей зимой и вновь защитить Хатангский флот в следующий ледоход.
Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!