Я долго хотел попасть в одно интереснейшее место в нашей Арктике - остров Диксон. А всё потому, что на острове, в аэропорту Диксона на вечной стоянке установлен самолет-эпоха и легенда советской полярной авиации Ли-2. Но, что самое интересное - это не обычный самолет, который эксплуатировался на гражданских авиалиниях Аэрофлота и после списания, установленный на вечную стоянку, а настоящая полярная легенда.
Но обо все по - порядку...
История самолета Ли-2 уходит своими корнями к американскому самолету Douglas DC-3 . В середине 1930-х годов Советский союз приобрел у США лицензию на производство пассажирских самолетов DC-3 и кроме этого было поставлено 18 таких самолетов, включая несколько машинокомплектов для сборки. Руководством страны перед ЦАГИ была поставлена задача освоения производства таких самолетов для чего потребовалось полностью перепроектировать американский Douglas DC-3 и перевести все чертежи в метрическую систему, учитывая доступные в СССР материалы. Советский аналог DC-3 получил название ПС-84, но по факту это был совершенно иной самолет, сильно отличавшийся от своего американского собрата. Планер оказался тяжелее, моторы слабее, а навигационное оборудование беднее и проще.
Первые пассажирские самолеты вышли из Подмосковных сборочных цехов в 1938 году, а в 1942 году производство ПС-84 было полностью перенесено в Ташкент, где самолет получил новое название Ли-2 и стал военно-транспортным.
После окончания ВОВ большая часть самолетов Ли-2 была передана из управление гражданской авиации для работы на гражданских авиалиниях Аэрофлота.
Самолет Ли-2 выпускался вплоть до 1953 года и за 15 лет было выпущено чуть менее 5000 экземпляров. А с учетом Douglas DC-3 и его лицензионных копий за пределами США, общее количество выпущенных самолетов превысило 16 000 экземпляров по всему миру, что сделало этот самолет самым массовым пассажирским самолетом за всю историю авиации.
Самолет Ли-2 эксплуатировался на гражданских авиалиниях в СССР вплоть до 1973 года, когда произошло массовое списание этого типа самолета.
Но я хочу рассказать о славном полярном прошлом этого самолета-эпохи. Долгие годы этот самолет выполнял тяжелую работу по обеспечению высокоширотных советских арктических и антарктических экспедиций.
Самолет был довольно неприхотливым и при этом достаточно надежным для своего времени и таких тяжелейших условий труда.
К сожалению, в наше время осталось совсем мало экспонатов Ли-2 в виде памятников на территории нашей страны не более 10-15 самолетов, а остальные распилили на металлолом.
Экземпляр Ли-2Т с бортовым номером СССР-04219 оказался настоящим долгожителем, ведь он был выпущен в далеком 1951 году и летал до 1976 года.
В середине 1950-х годов он работал в экспедициях Северный Полюс 3 и Северный Полюс 6.
А уже в в 1961 году мне попалась информация, что Ли-2Т с бортовым номером СССР-04219 принимал участие в одной из комплексных антарктических экспедиций Академии Наук СССР и удалось даже найти несколько фотографий самолета оттуда.
И только уже в в начале 1970-х годов самолет был передан из Полярного Управления ГА в Красноярское Управление ГА для работы на маршрутах между Амдермой, Диксоном, Хатангой.
Удалось найти и заметку в газете "Правда" от 1976 года, где сказано о том, что этот Ли-2Т совершит свой последний полет из Амдермы в Диксон на вечную стоянку.
В Диксоне мы оказались весной 2020 года. Самолет как и прежде стоит в центре аэропорта Диксон. Несмотря на то, что условия здесь суровы и безжалостны, но самолет очень достойно сохранился. И самое главное, можно попасть внутрь этого легендарного борта. В отличии от других памятников Ли-2 здесь всё открыто.
Это и не удивительно, на острове Диксон живет один человек и "разрушать" памятники просто некому.
Несмотря на острый и ледяной ветер с Карского моря, я схватил фотоаппарат и поднялся на борт самолета.
Внутри металлического исполина застыло ледяное арктическое безмолвие. Для меня было удивление, что в этом самолете даже был гальюн, пардон, туалет.
За туалетом в хвостовой части располагался довольно большой багажный отсек и за обшивкой были видны элементы гидравлики.
Стряхнув снег с внутренних панелей самолета убедился, что многие элементы довольно неплохо сохранились несмотря на десятилетия "заброшенности"
Особый интерес, конечно, вызывала кабина. В душе надеялся даже обнаружить элементы авионики, автопилота или радиостанции.
Но нет, эту начинку из самолета давным - давно выкорчевали и остались только пустые глазницы панели приборов с педальными узлами и остатками штурвалов.
Но несмотря на то, что кабина была порядочно разграблена, всё - равно это было особенное ощущение от экскурсии по этому полярному "волку", который бывал не только на Северном Полюсе, но и в Антарктиде.
Всё-таки суровый климат Арктики оберегает эту заповедую и легендарную технику и от естественного разрушения и от вандалов.
Ну а нам пора двигаться дальше, впереди интереснейшая экскурсия по о. Диксон и умирающему поселку Диксон, но об этом в следующий раз....
Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!