На большей части территории нашей страны уже вовсю хозяйничает весна, но в северных широтах еще чувствуется дыхание зимы и подходит к концу едва ли не самое "жаркое" время в жизни северян. Ведь именно зимой в труднодоступные и отдаленные районы нашей страны доставляется львиная доля грузов, топлива и продовольствия.
Некоторое время назад я уже делал серию репортажей про особые временные зимние дороги - зимники и рассказывал про то, чем работа водителей-дальнобойщиков на зимниках отличается от работы на обычных дорогах.
Менее недели назад я вернулся из своего очередного длительного путешествия по Якутии и Таймыру, где в очередной раз проехал многие тысячи километров по обслуживаемым и "диким" зимникам и вновь наблюдал за жизнью водителей на таких вот сезонных зимних дорогах.
И в этот раз расскажу о некоторых коварных неприятностях, которых могут встретится любому водителю на зимниках, проложенных или пересекающих реки, а иногда и моря. Особенно много таких зимников в Якутии и на Чукотке, а в более западной части страны такие зимники встречаются гораздо реже.
Казалось бы, на обычной дороге водитель сам себе хозяин и все зависит только от мастерства и опыта водителя. Но нет, не всегда и не всё на зимниках зависит от водителей. Даже если водитель тщательно готовил свой автомобиль к предстоящий поездке, не перегружал его и не превышал установленную грузоподъемность на льду или скорость, то его все-равно могут поджидать очень серьезные неприятности при выезде на речной или морской лед, даже если на улице стоят крепкие сорока или пятидесяти - градусные морозы.
На реках или в морских заливах, в местах прохождения многочисленных зимников, зимой очень часто встречаются такие явления как пустоты, трещины и наледи.
Что такое пустоты? Воздушные мешки под слоем хрупкого льда. Даже легковой автомобиль без труда может проломить такой слой льда и провалиться в яму, при этом, оказавшись в очень коварной западне. Выбраться из такой ловушки самостоятельно у водителя уже не получится. А механизм образования таких пустот очень схож с процессом образования наледей и вся разница только в том, что здесь нет "слоеного пирога" из льда и воды.
Трещины же на реках встречаются крайне редко, и эта преграда встречаются в основном на зимниках, проложенных по морскому льду. Таких зимников совсем немного, например, на Чукотке от Певека до острова Аюн или в Якутии между Батагаем и Тикси.
Но трещины много коварнее пустот и наледей. Провалившись в трещину шансов на спасение почти нет и автомобиль довольно быстро уйдет под воду.
Но наиболее частые явления на зимниках - это наледи. Наледи, обычно, встречаются на тех реках, где происходит частое изменение уровня воды как вследствие рельефа, так и вследствие температурных колебаний. Особенно богаты на наледи зимники Якутии.
Несмотря на сильнейший мороз, вода в таких реках через многочисленные трещины начинает выдавливаться и просачиваться на поверхность.
Под действием мороза и снега, начинает образовываться этакий "слоеный пирог" из льда, воды и снежной каши. Тяжелые автомобили легко проламывают наледь и вязнут в такой каше из льда и снега. Глубина наледей может варьироваться от нескольких сантиметров до нескольких метров. И если попавший в наледь автомобиль не высвободить из ловушки, то он очень быстро вмерзнет в лед и потребуются уже колоссальные затраты на его вызволение.
Для того чтобы достать грузовик из наледи используют вымораживание. Это длительный и непростой процесс, который может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев и каждый случай сугубо индивидуален и непохож.
Суть процесса очень проста. Вокруг машины постепенно выдалбливается лед, но не до конца, а немного не доходя до воды. Крепкий мороз после того, как верхний лед выдолблен - промораживает новый слой воды. Процедура похожа на организацию "сухого дока" для кораблей. А чтобы случайно не пробить лед и не пустить всё работу "коту под хвост", всю площадь делят на изолированные ячейки и в каждой вырезают кубики льда. Даже если случайно в одной из таких ячеек будет пробит лед и пойдет вода, то пропадет только небольшая часть работы.
Постепенно, день за днем, сантиметр за сантиметром, удастся выдолбить весь лед вокруг автомобиля и организовать ледяную яму в том месте, где раньше была наледь. После этого остается только завести автомобиль и покинуть место ловушки. Но так бывает не всегда.
Этот КРАЗ на одном из зимников Якутии провалился под лед еще прошлой весной. Его не успели выморозить, а зимники стремительно разрушались под действием весеннего солнца.
Река оказалась неглубокой и весенним половодьем автомобиль не смыло в тайгу. Грузовик просто увяз в реке, хотя и оказался основательно помят во время ледохода.
Хозяин КРАЗа вернулся сюда в начале зимы, убедился, что автомобиль заводится и начал постепенно вымораживать свой многострадальный тягач.
Но крайне теплая зима в этом году похоже, что вновь не оставила шансов владельцу заполучить автомобиль обратно. Несмотря на то, что на календаре было начало апреля, на улице стояли около - плюсовые температуры и это в Якутии.
И несмотря на такие невероятные трудности и постоянное балансирование между "жизнью и смертью" эти дороги, словно артерии жизни, помогают выживать многим десятков труднодоступных населенных пунктов в нашей огромной стране.
И то, что для нас является приключением, для местных водителей - обычная жизнь.
Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!