Путешествуя по труднодоступным регионам нашей страны, я часто вижу огромное количество различной брошенной техники. И не важно, где - будь то тундра, лесотундра или тайга.
И это точно не техника, которая осталась здесь с советских времен, хотя и такая тоже нередко встречается.
Часто попадаются брошенные бульдозеры, реже вездеходы и грузовики, которые принадлежали когда-то коммерсантам. Да и меня часто спрашивают, а не страшно ли путешествовать на автомобиле по таким вот труднодоступным местам и что будет с машиной если она сломается?
Конечно страшно, и каждый, кто решается уйти из цивилизации в тундру и тайгу, готов потерять технику и оставить её здесь навсегда. Ведь, чем дальше уходишь от цивилизации, тем стремительнее растут расходы по эвакуации, в случае внезапной поломки.
Именно поэтому, коммерсанты берут такие большие суммы за доставку грузов на Севере - страховка от поломки техники.
Этот брошенный вездеход мы встретили на Таймыре, близ отрогов плато Путорана на реке Чопок и Аваам. Фантастически красивые места вдали от привычной нам цивилизации на 70м градусе северной широты.
Места глухие и крайне труднодоступные. Летом вокруг непроходимые болота и бурные реки, берущие своё начало на плато Путорана, а зимой наледи и многометровый снег. Уже не глухая сибирская тайга, но еще и не пустынная арктическая тундра.
Этот вездеход скорее всего попал в наледь и не смог из нее выбраться, а наледи здесь и впрямь впечатляют - огромные пузыри из снега, воды и льда, которые достигают в глубину несколько метров. Даже вездеход, попав в такую западню, не сможет самостоятельно выбраться.
До Норильска отсюда около 300 км по "дикому" зимнику - обычной колее, которая набита грузовиками, а до Хатанги чуть более 500 км. Чтобы вытащить такой вездеход, надо несколько УРАЛов или КАМАЗов, которые сожгут несколько кубов солярки каждый. Вот и простая арифметика - одно топливо будет стоить под полмиллиона рублей, не считая времени работы и риска для техники.
А если вездеход или грузовик стоит несколько миллионов, то его проще бросить в тайге или тундре, чем эвакуировать в цивилизацию. И чем дальше от цивилизации, тем дороже стоимость эвакуации.
Этот вездеход смогли вытащить из реки, но как видно с него сняли груз, а также всю начинку, которая могла представлять хоть какой-то интерес.
И каждый раз, когда нахожу брошенную технику, обязательно нахожу время осмотреть её и пытаюсь понять, что произошло, чтобы учесть ошибки предшественников.
Долго пытался понять, что за вездеход оказался передо мной - агрегат сильно похож на серию ТМ. Но у "Четры" было 6 катков, а здесь 7 и таких агрегатов я еще не встречал, что-то похожее на МТЛБ и ГТТ.
Зрелище одновременно и грустное и поучительное. Обошел вездеход по кругу, рядом раскиданы траки, несколько катков, матрасы, части внутренней обшивки, элементы трансмиссии.
Владельцы вездехода сняли всё, что могли с него снять, оставив кузов вездехода здесь на вечную стоянку в качестве арктического мусора. Этот кусок металлолома даже не рентабельно сдать в лом - перевозка будет дороже стоимости металла.
И такие экспонаты на нашем пути встречаются постоянно - грузовики, вертолеты, вездеходы...
Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!