Побывал внутри легендарной "мотолыги" - тяжелего вездехода МТЛБ и посмотрел как все устроено внутри. Можно жить целый…

Побывал внутри легендарной

А помните один из самых легендарных армейских бронированных вездеходов - тягачей МТЛБ, которые ласкового называли "мотолыгами", "метлами" и "эмтлбэхами"?

Эти удачные гусеничные вездеходы были приняты на вооружение советской армии еще в далеком 1964 году и за десятилетия эксплуатации стали базовой платформой как для многих боевых машин, так и нашли массовое применение в гражданском секторе для геологоразведки,и разнообразной хозяйственной деятельности в труднодоступных районах страны.

Побывал внутри легендарной

Но и спустя десятилетия после распада СССР данная техника активно трудится в руках частников на Крайнем Севере, помогая доставлять продукты в труднодоступные поселки, прокладывать зимники, да и просто перемещаться по тундре в любое время года.

Я давно хотел заглянуть внутрь этого бронированного вездехода, который весит около десяти тонн и способен тащить до 4 тонн на прицепе и несколько тонн на себе.

Побывал внутри легендарной

Но все как - то не удавалось. Обычно встреченные на пути вездеходчики спешили по своим делам, а на многочисленных базах обычно такие вездеходы находятся в разукомплектованном состоянии. В этот раз очень поезло.

По пути из Ямало-Ненецкого АО в Таймыро-Долганский район Красноярского края, на строящемся зимнике для бурения разведочных скважин во время пурги мы встретили вездеходчика Мишу на своем агрегате МТЛБ. Он также как и мы пережидал пургу и пригласил к себе в гости попить чаю и на экскурсию.

Побывал внутри легендарной

Правда, современные "мотолыги" сильно отличаются от своих армейских собратьев. Сейчас их выпускают под индексом КТМ-10 в разных модификациях.

Правда, не совсем выпускают с нуля, а скорее переделывают. За основу берутся армейские МТЛБ с консервации, а далее полностью изготавливают кузова с жилыми модулями, меняются все сальники и резинки, проводится ревизия торсионов, коробки, фрикционов, устанавливается 8-ми цилиндровый двигатель ЯМЗ-238 ВМ, который ставили на знаменитые КрАЗы - "лаптежники" и все.

Побывал внутри легендарной

Можно продавать на рынке по цене от 2,5 до 4-6 млн. рублей. Правда, после покупки такого агрегата его снова придется полностью перебрать и уже после этого отправляться в путешествие по тундре.

Типичная "эмтлбэха" в Арктике представляет собой вездеход из трех отсеков: водительский на 3-4 места, моторный и жилой на 3-4 спальных места.

У Миши в водительском отсеке кабина обшита фанерой и карпетом, а на приборной панели закреплен спутниковый навигатор Garmin с спутниковым телефоном Iridium. Без этой техники в тундре никак, ведь вездеходчики ходят по тундре по азимуту, выставив трек в навигаторе.

Побывал внутри легендарной

А еще у Михи есть камера заднего вида - самый "огонь" и классный тюнинг, который мне довелось видеть.

В жилом отсеке, как и в водительском стоят автономные отопители, которые греют воздух внутри вездехода в случае поломки двигателя. А ярославские двигатели часто выходят из строя, но их можно "капиталить" не выходя их вездехода, тем более, что запчасти можно возить с собой.

Побывал внутри легендарной

А еще вездеход можно утопить, потом достать из воды, просушить и продолжать ездить. С автомобилями так не получится, а вот Миша так делал несколько раз, когда топил его в Карском море.

Побывал внутри легендарной

Сейчас Миша с своим другом Пашей едут к вездеходу Паши, который остался в тундре и будут менять ему важную деталь - бортовой редуктор. Без этой запчасти вездеход не очень может ехать дальше. Около месяца назад Паша оставил вездеход в тундре и поехал домой за запчасью.

Побывал внутри легендарной

Сколько можно жить в автономке в таком гусеничном вездеходе? Пока хватит топлива и провизии. Провизии здесь на месяц, а с топливом сложнее. "Мотолыга" везет на себе чуть больше тонны топлива, а сжигает порядка сотни литров на сто километров.

Побывал внутри легендарной

В общем, это крутой агрегат и в нем гораздо удобнее пить чай и вести беседы, чем в наших небольших гражданских внедорожниках. В какой-то момент даже захотелось сменить свой автомобиль на эту "метлу", но нет - пока рано.

Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!


Побывал внутри легендарной
Якутия - самый большой регион России и занимает почти 1/6 площади всей нашей страны, превосходя по площади даже такую большую страну как Инд...
Побывал внутри легендарной
Посмотрев очередной выпуск вДудь я задумалась о том, что такое путешествие. Я согласна с его словами, что путешествие - это неотъемлемая час...
Побывал внутри легендарной
Путешествия не так дороги, когда умеешь их готовить самостоятельно. Если не летаешь по путевкам, оставляя свои деньги туроператорам и целому...