Почему до Петра Великого на Руси братьям давали одинаковые имена?

В доисторические, летописные времена на среднерусской равнине рядовым было положение вещей, когда в одной семье было несколько детей с одинаковыми именами. К примеру, у Василия Шуйского был брат с тем же именем.

Петр I
Иногда дублирование было неполным: так, детей называли Борисами и Глебами, Петрами и Павлами, могли быть дублирования и прозвищ, оставшихся «по наследству» от дохристианской эпохи.

Зачем это было нужно? Давайте попробуем разобраться.

Властьпредержащим, понятное дело, было необходимо подчёркивать преемственность с теми, кто правил до них, поэтому в родах Романовых и Рюриковичей воспроизводились одни и те же имена. Младших братьев иногда называли в честь старших, уже успевших прославиться, или в честь славных предков.

В дохристианскую эпоху имена ранних князей были сконструированы из небольшого количества коренных моделей, которые связывались друг с другом в диковинных комбинациях. Но этот набор всегда был конечным.

Так, Владимир Святой мог воспользоваться именем своего отца всего однажды, что не мешало ему породить внушительную поросль различных «Славов», среди которых была даже одна дочка — Предислава.

Помимо личного и династического имени, у князей были крестильные имена, а также те, что они получали, будучи постриженными в монашество (что случалось не всегда).

Иоанн IV Грозный

К концу XV века среди князей не осталось обладателей языческих прозвищ, восходящих к далёким предкам, но традиция иметь пару имён оставалась. К примеру, Иоанн Васильевич, по прозвищу «Грозный», носил также имена Тита и Смарагда.

Однако подобное многообразие было свойственно не только богатым и родовитым.

Обратите внимание: Почему так хочется вернуться в семидесятые годы прошлого столетия — личное мнение.

Человека, который носил имя Верига, могли наречь Варсонофием, в крещении он носил имя Андрей, а в постриге превращался в Антония.

Новые наборы на любой вкус

С Крещением на Русь пришли бесчисленные легионы христианских святых, многие из которых почитались в рамках тесного «коллектива», как, например, Петр и Павел: так звали детей князя Меншикова, отдавших богу душу в колыбели.

Александр Данилович Меншиков

Аналогичная история возникла с Борисом и Глебом, которые в крещении носили имена Романа и Давыда соответственно. Поэтому в одной семье могло быть разом четыре сына, названных в честь двух популярных святых; одно время имел место даже борисоглебский культ, который сошёл на нет к концу XIV столетия.

Два Ивана, два Василия, две Ольги

До татаро-монгольского нашествия отец и мать никогда не давали детям одинаковых имён, но после наступления оного традиция переменилась, и в семьях стало появляться большое количество внутренних «тёзок».

К примеру, у Василия Ярославича, внука Владимира Храброго, была в семье пара Ванек.

Юрий Дмитриевич Звенигородский князь

А с детьми Юрия Звенигородского мы знакомы по былинной и житийной литературе: их звали Дмитриями, только один был Красный, а другой – Шемяка.

У Василия Тёмного были свои Иваны (маленький и большой), а у его сына – две Елены. Бывали и другие тёзки, в куда более простых по статусу семьях.

Сдвиг в боярской семье

Показательна история Ивана Плетня и Андрея-Частокола. Оба принадлежали к дому Шуйских: последний был дедушкой единственному царю из этой фамилии и был казнён по приказу Ивана IV, зато его сыну Ивану, после крестильной клятвы принявшему имя Максима, довелось стать отцом Василию Шуйскому – тому, что взошёл на царский трон, а до того сделал блестящую дворцовую карьеру.

У них всех, а также у их потомков был полный набор свойственных христианам восточного обряда двойных имён. Публичные имена и прозвища символизировали единство с родовой историей: все эти бесчисленные Юрии, Дмитрии, Василии и тому подобные Александры.

Резервные копии

Так, в области антропонимики средневековые русские имена имеют как минимум три трактовки, завязанные на разнообразные модели родства внутри одной семьи:

  • Смысловое приближение имён детей в одном семействе,
  • Простые тождественные имена братьев и сестёр,
  • Тождество неполное, когда одинаковые или однородные имена выполняли различный функционал.

Эти разновидности выполняют различные функции и не являются всеобъемлющими.

Семья Романовых

Идеи представления семейного единства, начиная со времени нашествия монголов, теряют универсальность и уходят в прошлое. В одних семейных историях единение братьев всё ещё важно, а в других становится чрезмерным и избыточным.

Поэтому историки конца позапрошлого и начала прошлого века воспринимали прозвища и свойственную дубрирующимся именам неразбериху с иронией, как некую блажь, а не системное явление.

Но более детальное и глубокое исследование показывает, что это тенденция как предмет исследования антропологов, а не шутка.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на сайт

Читайте также:

Арабский Восток приоткрывает двери: Катар разрешил въезд переболевшим «короной»

Синий вместо зелёного: в чём секрет японских светофоров?

Машина времени: как на автомобиле попасть в XIX в России?

#история #россия #власть #королевская семья #короли #дети #семья #традиции и обычаи разных стран #интересные факты #саморазвитие

Больше интересных статей здесь: География.

Источник статьи: Почему до Петра Великого на Руси братьям давали одинаковые имена?.




Закрыть ☒