🔽
Тотемизм появилось в период первобытного общества, когда существовала вера, что природу, человека и животный мир связывают также и другие оттношения. Например, племя произошло от определенного животного либо между племенем и животным есть кровная связь или какое-либо животное покровительствует ему. .
⏬
Покровителя лошадей наши предки
называли Камбар -Ата, овец - Чолпон Ата, верблюдов - Ойсул Ата, птиц— Буудайык, насекомых - Кара-Чаян, коров Зенги-Баба, коз- Чычан-Ата и т.д.
🔽
Они верили, что безрасудная охота на животных навлечет большую кару не только на охотников, но даже на их потомков. Поэтому всегда существовали определенные правила и запреты, которые люди должны были соблюдать.
🔽
Наряду с тотемизмом у кыргызов бытовал фетишизм - культ неодушевленных предметов, вера, что некоторые обладают сверхъестественной силой. Так, для древних кыргызов в качестве
главного божества выступало Небо. Его называли «Тенир», «Көк Тенир», «Тенир Ата» и всегда ждали от него помощи и поддержки. Оттуда, из древности, идут до сих пор бытующие в народе обращения и просьбы «Пусть нас поддержит Тенир», «Тенир, помоги» или проклятия «Пусть покарает его Тенир».
⏬
В понятии древних кыргызов земля, вода, огонь, деревья, горы считались священными. Все они имели душу, были значимыми после божества Тенир и поэтому им поклонялись, приносили жертвы. .
⏬
Кыргызы считали: у всего живого отец- солнце, мать-земля, кровь-вода, душа-воздух. Отсюда святые правила не загрязнять воду, не вырубать без надобности и не жечь лес и тд. .
⏬
Хозяина деревьев называли Бай-Терек, ветра - Жел-Кайып.
Обратите внимание: Старая фотография из довоенной Сирии. Древние руины Пальмиры. Продолжаю рубрику "одним кадром"..
Существовали хозяева у могил, родников и всего другого. Огонь читался средством очищения. Давайте обратимся к словам историка ал-Марвази который писал: "Кыргызы согласно своим традициям сжигали своих умерших, так как верили, что огонь все очищает". Однако если умирали дети или подростки, то их не сжигали, потому что они были чисты душой.🔽
Сильное развитие получил у кыргызов анимизм - вера, поклонение духам предков, которые будто бы управляют жизнью людей своего рода, племени, потомков, защищают их от всего плохого, врагов, различных бед и т.д. В связи с этим духам предков приносились жертвы.
🔽
Древние кыргызы верили в мать
Умай - божество, которое по позначимости было вторым после
Тенир. Мать Умай была оберегом и
защитницей всего народа, пожилых,
семьи, особенно маленьких детей.
🔽
Например, считалось, что племя Барсбека было под особой защитой
матери Умай. Люди верили, что в противовес добрым деяниям матери Умай выступает албарсты - мифическое женоподобное существо, которое творит и приносит неприятности и беды.
Общественное сознание древних
кыргызов широко отражено в трудовых, героических, поминальных и других песнях, дастанах, эпосах и т.д.
.
Написано на основе :📚
☑️ "История Кыргызстана" О. Дж. Осмонов
Больше интересных статей здесь: География.
Источник статьи: Древние Кыргызы (Религиозные верования).