Экономическое чудо развивающихся стран - как это работает?

Экономическое чудо развивающихся стран - как это работает?

Япония, Южная Корея и другие Азиатские экономики достигли статуса высокого дохода благодаря активным государственным вмешательствам, которые помогли отечественным фирмам войти в сложные высокотехнологичные сектора и конкурировать на мировом рынке. Используя эти уроки, современные развивающиеся страны могут предоставить аналогичные возможности для своих компаний, а также хорошую прибыль для глобальных инвесторов.

Для многих компаний в формирующихся и развивающихся экономиках подражание успехам таких компаний, как Samsung и Hyundai может показаться несбыточной мечтой. Но быстрый экономический рост Японии, Южной Кореи и других азиатских стран во второй половине двадцатого века показывает, как это можно сделать.

Например, Япония и Южная Корея когда-то были бедными странами, стремящимися как можно быстрее достичь статуса высокого дохода. Каждая из них достигла этой цели благодаря активным государственным вмешательствам, таким как промышленная политика, которая помогла отечественным фирмам войти в сложные отрасли и конкурировать на мировом рынке. Используя эти уроки, современные развивающиеся страны могут предоставить аналогичные возможности для своих компаний, а также хорошую прибыль для глобальных инвесторов.

«Азиатское чудо» было в значительной степени результатом стратегии, состоящей из трех частей. Во-первых, государство поставило перед собой амбициозные цели и достигло их, поощряя и поддерживая частные фирмы, которые стремятся быстро проникнуть в высокотехнологичные отрасли промышленности. Затем правительства поняли, что их страны должны развивать сильные экспортные сектора, чтобы войти в высший эшелон экономик с высоким уровнем дохода.

Наконец, политикам необходимо поощрять культуру сильной корпоративной конкуренции, а также строгую ответственность за поддержку, которую получают предприятия. В результате симбиоз между государством и рынком оказался весьма успешным и стал примером для подражания другим развивающимся странам.

Экспорт стал мерой успеха для экономического чуда Азии. По всему региону фирмы систематически превращались из низкотехнологичных отечественных компаний в глобальных высокотехнологичных производителей автомобилей, кораблей и электроники. Поскольку они должны были оправдать полученную поддержку, то они быстро адаптировались к меняющимся рыночным условиям. Фирмы, которые успешно справились с этой трансформацией, стали чрезвычайно успешными, в то время как те, которые не смогли добиться успеха, были, в конечном итоге, реструктурированы.

Яркую иллюстрацию этому можно найти в контрастных состояниях южнокорейской Hyundai и национальной автомобильной компании Малайзии Proton. У малазийцев был амбициозный план по созданию кластера местных поставщиков. Но хотя это предприятие во многом было успешным, Proton был защищен на своем внутреннем рынке, и ему не хватало стимулов для экспорта в значительных количествах, также он столкнулся с международной конкуренцией. В результате, в Малайзии не развивался инновационный автомобильный кластер.

Hyundai, с другой стороны, создал глобальный бренд и разработал автомобили, которые стали ключом к экспортному успеху Южной Кореи - достижение, во многом благодаря политике правительства. Государство Южная Корея делает ставку на несколько семейных конгломератов, известных как чеболи (финансово-промышленные группы в Корее), для развития автомобильной промышленности страны. Но это не препятствовало реструктуризации этих фирм, когда это было оправдано, и лишь немногие из них, в конечном итоге, добились успеха.

Изначально Hyundai была семейной строительной компанией, ориентированной на относительно умеренный внутренний рынок. Но начиная с середины 1960-х годов, благодаря сильной государственной поддержке и стимулам, фирма начала работать за рубежом и занялась высокотехнологичными секторами, такими как судостроение и автомобилестроение, хотя у нее не было предыдущего опыта в этих областях.

Давление на экспорт и конкуренцию заставило Hyundai ускорить исследования и разработки, а также модернизировать свои технологии. К 1991 году компания разработала и выпустила свой первый автомобильный двигатель. (Аналогично, Samsung, также из Южной Кореи, торговала продуктами питания, такими как лапша, прежде чем перейти к сфере электроники.)

Успешное развитие тайваньского сектора электроники дополнительно подчеркивает потенциал компаний развивающихся стран стать ведущими мировыми игроками в области высоких технологий. Более того, этот технологический скачок произошел очень рано, когда ВВП на душу населения в экономике составлял около 20% от уровня США - примерно сегодняшние показатели Туниса.

Государство, по существу, действовало как венчурный капиталист, чтобы катализировать новообразованный сектор. Государственные институты, созданные в начале 1970-х годов, такие как Научно-исследовательский институт промышленных технологий, возглавили огромные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также инвестировали в обучение навыкам и установление отношений с иностранными транснациональными корпорациями.

Эти институты породили множество электронных стартапов, и их сотрудники изначально возглавляли новые фирмы. Некоторые из дочерних компаний, такие как UMC и TSMC, стали крупными транснациональными корпорациями в мировой индустрии полупроводников. Акцент на инновациях и экспорте позволил этим и другим фирмам достичь уровня успеха, которого они не могли достичь, обслуживая только внутренний рынок.

Предыдущий быстрый рост экономического чуда Азии подчеркивает важность роли частных фирм в экономическом развитии страны. Хотя «ведущая рука» (ведущая роль) государства сыграла важную роль на начальных этапах, такие фирмы, как Hyundai, Samsung и TSMC стремились стать глобальными игроками в сложных секторах. Сегодня многие компании в развивающихся странах могут позаимствовать этот рецепт и попытаться создать собственные экономические чуда в процессе, обеспечивающем перспективную прибыль как для их стран, так и для инвесторов.

Оригинал статьи и другие интересные материалы можно прочесть в блоге нашего сайта.

По материалам Реда Чериф, Фуад Гасанов, Сабине Шлорке