Протесты в Беларуси, вакцина от COVID, новые массовые выступления в США сторонников Black Lives Matter - все это уходит на второй план, когда приближается 1 сентября. Через три дня не только школьники начнут зубрить-учить-писать-считать, но и студенты. Те, кто успешно прошел испытания ненавидимым большинством школьников и преподавателей ЕГЭ. Собственно говоря, этот самый ЕГЭ взялся не просто так. Как говорится, "ноги у ЕГЭ" растут из американского теста SAT, он же BAC во Франции, Abitur в Германии, "психометрия" в Израиле.
Собственно говоря, с тестом по психометрии я столкнулся в 21 год, когда отслужив в армии (в Израиле в армию идут после школы, и лишь потом начинается учеба в ВУЗах), решил поступать в университет.
Для меня, честно говоря, стало неприятным открытием, что для поступления на нужны факультет, нужно готовится не к экзаменам по профдисциплинам, а к общему тесту.
Есть специальные курсы подготовки к вступительному экзамену, на которых учат ... отвечать на вопросы теста. Ты учишься, грубо говоря, ставить галочки в нужны местах и правильно понимать вопросы теста. Чем больше баллов наберешь, тем больше шансов у тебя выбрать интересующий факультет.
То есть, фактически написав один и тот же тест, с одним и тем же набором вопросов ты можешь пойти на юридический факультет, или на медицинский, или на историю искусств. Чем больше баллов, тем престижнее факультет можешь выбрать, набрал среднее количество - вместо юридического можешь рассчитывать на факультет географии.
Все-таки хочешь быть юристом - тогда частный колледж (естественно, в разы дороже), потом можешь "повысить" квалификацию в ВУЗе.
Иными словами, тест не показывает твою тягу и базовые познания в конкретной области. Так же он не показывает и уровень IQ, как бы не пытались это внушить те, кто упорно держится за эту систему наборы в ВУЗы. Так для чего же вообще такие тесты были придуманы?
Прежде всего, скажу о том, как вообще этот тест выглядит: в нем три блока вопросов.
Блок, оценивающий вербальные навыки - показывает вашу способность системно мыслить, умение понимать и анализировать печатные тексты. Здесь будет предложено написать небольшое эссе на заданную тему. Кроме этого, будут задания на логику.
Блок, оценивающий способности к количественному мышлению должен выявить способности использовать числа и математические понятия при решении задач и способность анализировать информацию в схемах и графиках.
Английский язык - блок, на котором многие срезаются. По-идее, он должен выявить способность абитуриента воспринимать научные тексты на английском языке. Дело в том, что большинство современных учебников, особенно если речь идет о медицине и высоких технологиях, написаны именно на английском, и логично, что студенты не должны испытывать языковых проблем. Но есть тут маленькая хитрость. Так называемые сложные слова...
Вот сейчас начинается самое интересное. Зачем и где изобрели психометрию?
Предсказуемо, что первые тесты SAT появились в США в начале XX века. Именно в это время в Америку приезжает огромное количество эмигрантов из Европы. Люди бегут от войны, революций. Приезжает много русских, евреев, итальянцев. Среди которых очень много людей образованных, соответственно и их дети, которые взрослеют уже на новой родине, ориентированы на поступление в высшие учебные заведения. талантливых много, умных еще больше, экзамены они сдают, как показывает статистика, достаточно легко, даже с учетом того, что английский язык им не родной, а дома с родителями они продолжают говорить на языках своих стран.
Американские ВУЗы, между прочим, не резиновые. И коренное протестантское население было явно недовольно "засилием новоприбывших". Это что ж получается? Всякий приехавший еврейский мальчик со скрипкой из какого-то польского местечка, будет у нашего ребенка место под солнцем отбирать! А мы, между прочим, потомки тех самых, которые Бостонское чаепитие устраивали, наши прапрадедудшки вообще сюда приплыли на кораблях Колумба и Веспучи!
Но США уже тогда позиционировала себя страной победившей демократии и равенства, по крайней мере для людей с белым цветом кожи. А эмигранты из Европы тоже были белыми. Значит, ограничить их, применяя расовые законы, нельзя. Экзамены они сдавали на общих основаниях, оценки часто были гораздо выше, чем у "местных". Ничего удивительного, у детей эмигрантов не было никакого "тыла". Связи с родиной потеряны, накоплений особых нет, а те, что есть - уходят на еду и жилье. Связей нет, перспектива: либо метла или завод, либо выбиваться в люди путем получения высшего образования. Вот хватались за него всеми силами. А потому к середине 20-х годов прошлого века такие престижные университеты как Гарвард и Принстон были переполнены студентами из России, Польши, Германии, имевшими, в основном еврейское происхождение.
И тогда один профессор, Карл Бригам, типичный англосакс, коренной американец, преподававший в Принстоне психологию, придумал отличный выход из ситуации.
Может новоприбывшие знают толк в математике, в физике или в химии, и возможно они - талантливые и умные. Но говорят они с диким акцентом, периодически коверкая язык Байрона. Значит, нужно создать такую систему поступления в ВУЗы, которая будет основана, прежде всего на знании языка и неких традиций американского общества (подразумевались, естественно устои, принесенные некогда чопорными англичанами, покорившими Новый Свет).
Вот так на свет и появился тот самый единый экзамен под названием SAT (Scholastic Aptitude Test). Те, кто не владел высоким английским, не могли его пройти. Как выяснилось, его не могли пройти и многие "свои" - ряд слов и выражений был в обиходе лишь у так называемого высшего общества. Середняки и тем более выходцы из рабочего класса, таким словарным запасом тоже не обладали.
Так профессор Бригам почти на 20 лет решил проблему пребывания в ВУЗАх "нежелательных студентов". Но всякого мудреца, как говорится, найдется болт.
Секрет Бригама раскрыл талантливый педагог еврейского происхождения Стенли Каплан. На самом-то деле он хотел быть врачом, но тот самый SAT не позволил ему поступить на престижную специальность, поэтому пришлось стать учителем. Обиду на американскую систему образования он так и не простил, придумав четкую систему подготовки к сдаче теста. Она в итоге сделала его миллионером.
Кстати, Каплан доказал, что тест SAT вовсе не выявляет врожденные способности человека к обучению, и тем более нет никакой связи между интеллектуальными способностями и расой, и национальностью человека. Студенты на курсах получали четкие алгоритмы для ответов, сдавали тест и поступали.
Остался последний вопрос - если тест по психометрии не выявляет талантов и способностей, а что бы его сдать, нужно просто пройти специальные курсы, зачем вообще нужен такой экзамен? Все просто - это выгодный коммерческий проект. Не более того.
А как вы думаете, если бы психометрию и ЕГЭ изобрели раньше, получил бы мир Менделеева, Эйнштейна или Королева?