Я помню эту зимнюю ночь 1997 года, когда нас, "необстрелянных" солдатиков перебросили на базу южнее Иерусалима, кажется это был квартал Хар Гило. Я был простым шофером патрульного джипа, переброшенным в качестве поддержки из Хайфы и нам сказали, что в древнем Хевроне, что в 40 километрах южнее совершен теракт против еврейских поселенцев и ловят нападавших. Недели две мы патрулировали эти места, заезжая и в сам Хеврон. На улицах горели автомобильные шины, самостийные баррикады из камней и мусора по всему центру города. Все вокруг казалось страшным, враждебным и казалось, что за каждым углом прячется террорист.
Для не израильтян напомню, что город Хеврон - один из древнейших городов мира, находится в исторической области Иудея, почитается в иудаизме вторым по святости городом после Иерусалима. Самое известное историческое место в Хевроне — это Пещера Патриархов, которая является святыней для иудеев, христиан и мусульман. Согласно еврейской и мусульманской традиции, в этом месте похоронены первые люди, Адам и Ева, а также библейские патриархи и их жены — Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия. Здание, стоящее на месте их предположительных захоронений, сохранилось, по меньшей мере, со времён иудейского царя Ирода.
До 1929 года в Хевроне существовала еврейская община, пока в ходе арабских беспорядков и погромов (есть версия, что столкновения были спровоцированы британцами, контролировавшими всю Палестину с 1917 года) все евреи не бежали из города, а 69 человек были убиты погромщиками. Резолюция ООН о разделе Палестине оставила древний города за пределами Израиля, оставив его палестинских арабам. Но поскольку Палестина так и не была создана, поскольку весь Западный берег включая Хеврон в 1948 оккупировала Иордания, то город стал иорданским. Затем, в 1967 Израиль захватил Западный берег у Иордании и Хеврон оказался под израильским контролем. Но тут надо понимать, что это самый крупный палестинский город Западного берега с населением около 400 тысяч жителей, которые гражданами Израиля не являются.
В 1968, вскоре после захвата Хеврона израильтянами, было принято решение о восстановлении старого еврейского квартала города. Туда немедленно начали переселяться религиозные сионисты во главе с раввином Левингером. Естественно, что это было негативно воспринято палестинцами, поскольку за прошедшие 40 лет после ухода евреев из Хеврона в их дома заселились палестинцы. И вовсе необязательно, что эти палестинцы имели отношение к кровавым погромам 1929 года. Люди покупали жилье, арендовали магазины и лавки. Но их оттуда просто выселили в принудительном порядке, типа не надо было покупать брошенные евреями дома. История очень мутная и потенциально конфликтная, поэтому не будем уводить разговор в этом направлении.
Сегодня древний город разделен на две части, еврейскую и палестинскую. При этом, еврейский квартал врезается вглубь города эдаким аппендиксом длиной километра три и шириной от 500 метров до километра.
По периметру построены бетонные стены с колючей проволокой и сторожевыми башнями с солдатами. В еврейском квартале проживают менее 1 тысячи человек, в арабской части города - 400 тысяч.
Большинство домов в еврейской части Хеврона заброшены. До 1929 тут жили евреи, потом палестинские арабы, а теперь не живет никто. Наглухо закрытые лавки торговцев как немое напоминание о трагедии этого места.
Узкие улицы старой Касбы (крепости) Хеврона не поменялись за последние столетия и тут вы ощущаете, что перелетели на машине времени в далекое прошлое.
В некоторых местах две части города отделены даже не стенами (сюда сложно всунуть стену), а хаотичным нагромождением колючей проволоки. Как например в этом узком переулке внизу.
Многие стены представляют собой наглядную агитацию в поддержку еврейского присутствия в Хевроне.
Здесь так называемый "официальный" переход между двум частями города. Он функционирует для палестинцев, которые хотят срезать путь через еврейскую часть, чтобы не обходить "еврейский аппендикс" вокруг. Как мы говорили, еврейская часть имеет длину около 3 километров и если живете на одной стороне, а ваши родственники в противоположной, то по прямой линии вам может быть и 500 метров, но обходить 4-6 километров. Впрочем, палестинцы предпочитают обходить, чем срезать тут, задерживаясь каждый раз на проверку документов и личных вещей.
Еврейскую часть города пересекает симпатичный проспект с пальмами.
Очередные стены, за которыми палестинцы.
Довести бы все это до ума! Но кто за это возьмется в ситуации, когда люди ни с той, ни с этой стороны не знают чего ждать завтра.
Очень странное и нездоровое место, между нами говоря. Почти каждый день здесь что-нибудь случается. Или палестинцы выходят на демонстрации и начинают бросать камни в сторону охраняющих еврейский квартал солдат, либо сами евреи чудят что-то неприятное для палестинцев. Например, берут и захватывают какой-нибудь пустующий дом в буферной зоне между районами и поднимают на нем израильский флаг. У каждой из конфликтующих сторон есть своя правда, которую вам с пеной у рта будут доказывать и если вы имеете свое мнение, то вас назовут врагом, шпионом, предателем, подкупленным.
Такая же напряженная обстановка и в арабской части Хеврона, где я также неоднократно бывал. По идее, туда запрещен въезд гражданам Израиля (в смысле, запрещает туда ездить сам же Израиль, а не палестинцы), но на практике вы можете это сделать. Туристы же могут посетить обе части города совершенно спокойно, ни от кого не прячась, но вот нам израильтянам сложнее. То ли от палестинцев камнем прилетит, то ли израильская полиция оштрафует за посещение города, куда они запрещают ездить по соображениям безопасности.